Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ — 2
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ — 2

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ — 2

Рассмотрим основные компоненты модели (Р.Е.Смит,1993; А.Выдай, Г.Ложкин, 1999) и опишем их применительно к моде­ли формирования синдрома выгорания у врачей-психиатров.

  1.  Ситуация

Ситуация, вызывающая рабочий стресс, возникает в случае, когда потребности ситуации превышают потенциальные возмож­ности и ресурсы врача. Для молодых врачей и специалистов со стажем эти ситуации различны. Например, у молодого врача рабочий стресс чаще всего вызван недостаточным уровнем раз­вития навыков и умений, необходимых для общения с психичес­ки больными и назначения им терапии. У врачей с большим рабочим стажем общение с больными, как правило, не вызывает трудностей, а назначение терапии доведено до автоматизма, они уже имеют «свои схемы лечения». На этом этапе профессио­нальной деятельности стрессовую ситуацию может создать ролевой конфликт или ролевая неопределенность, однообразие и рутинизация деятельности, этические конфликты, конфликты в команде сотрудников, а также организационные недостатки в работе.

  1.  Когнитивная оценка

Важным компонентом модели Р Смита является когнитив­ная оценка, то есть то, как человек оценивает или интерпретиру­ет ситуацию. Станет ли ситуация стрессовой, останется очеред­ным рабочим эпизодом или будет способствовать дальнейшему личностному и профессиональному росту специалиста, зависит не от ситуации, а от ее восприятия или перцепции. Когнитивная оценка ситуации во многом определяется личностными особен­ностями специалиста и степенью выраженности фрустрацион- ной толерантности.

Например, один врач воспринимает и объясняет свои неудов­летворительные результаты лечения психически больных пло­хой курабельностью процесса и «неперспективным континген­том пациентов». Он назначает рутинную терапию и начинает избегать длительных контактов с больными. Дисбаланс между его потребностями (хорошо лечить пациентов и быть успеш­ным доктором) и ресурсами (личностными и профессиональны­ми) приводит к деперсонализации, изоляции (не только от боль­ных, но и от персонала), девальвации собственной деятельности, к физическому, эмоциональному и психическому истощению.

Другой врач воспринимает неудачи в лечении пациентов как «вызов» и возможность доказать свой высокий профессио­нализм. Он читает литературу, советуется с коллегами, внедря­ет новые методы лечения.

  1.  Физиологические реакции

Если врач склонен к оценке рабочих ситуаций как «небла­гоприятных», «угрожающих», «критических», то есть стрессовых, то со временем такое восприятие становится хроническим, что влечет за собой не только психологический, но и физиологичес­кий уровень реагирования. У таких специалистов повышен уровень тревожности, выражены признаки эмоционального, фи­зического и психического истощения, нарушен сон, появляются симптомы депрессии

  1.  Способность справиться с трудностями и поведе­ние, обусловленное заданием

Заключительным компонентом модели являются поведен­ческие последствия «выгорания», включающие снижение уров­ня физической активности, трудности в межличностных взаи­моотношениях, ригидное поведение, возможны аддиктивные формы поведения (зависимость от психоактивных веществ, ал­коголя, булимия и т.п.). Возможен уход из психиатрии или ме­дицины. Репертуар поведенческих реакций на профессиональ­ный стресс во многом определяется личностными особенностями специалиста, его мотивацией, иерархией ценностей и потребнос­тей, финансовыми и социальными ресурсами.

Comments are closed.

Scroll To Top