Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОДЕЛЬ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОДЕЛЬ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МОДЕЛЬ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Синдром выгорания представляет собой процесс, развиваю­щийся во времени, который «начинается с чрезмерного и про­должительного стресса на работе. Этот процесс вызывает у ра­ботника чувства напряженности, раздражительности или утомления. Процесс завершается, когда работники, используя защитные механизмы, преодолевают рабочий стресс, психологи­чески отдаляя себя от работы и становясь апатичными, цинич­ными и негибкими» (C.Cherniss, 1980).

Выделяют четыре этапа формирования синдрома выгорания (Р.Смирнов, Д.Гоулд, 1998):

  1.  Деперсонализация (утрата индивидуальности). Этот этап характеризуется эмоциональной отдаленностью и удаленно­стью, избеганием контактов с коллегами, отмежеванием от них.
  2.  Недооценка личного вклада. На этом этапе человек чувству­ет, что больше не вносит свой вклад в общее дело, не выпол­няет своих функциональных обязанностей, не получает удо­вольствия от работы.
  3.  Изоляция. Основные признаки этапа — выраженная добро­вольная изоляция от коллег и невыполнение порученных дел и обязанностей. Всегда находится оправдание такой страте­гии поведения, выдвигается ряд «объективных» причин.
  4.  Эмоциональное и физическое изнеможение. Человек чув­ствует, что полностью «разрушен» физически и эмоциональ­но. У него уже нет ни желания, ни сил продолжать работу на этом месте.

М.Буриш (M.Burisch, 1994) выделяет 6 фаз развития синдро­ма профессионального выгорания, каждая из которых имеет спе­цифические психологические, психопатологические, поведенчес­кие и психосоматические особенности (табл. 1.1).

Быстрота формирования процесса выгорания определяется многими факторами, среди которых наибольшее значение име­ют такие, как «ситуация», «личность», «мотивация», «потребнос­ти» и «ресурсы».

Р.Е.Смит (1993) разработал модель «выгорания» в управ­ленческой деятельности, в которой показал взаимосвязь груп­пы факторов и реакций на процесс формирования синдрома

Таблица 1.1. Фазы развития синдрома профессионального выгорания

  1. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ФАЗА

a)       Чрезмерное участие

  •  Чрезмерная активность, чувство незаменимости
  •  Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований
  •  Ограничение социальных контактов

b)       Истощение

  •  Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев
  1. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СОБСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

a)       По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.

  •  Потеря положительного восприятия коллег
  •  Переход от помощи к надзору и контролю
  •  Приписывание вины за собственные неудачи другим людям
  •  Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям

b)       По отношению к остальным окружающим

  •  Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки

c)       По отношению к профессиональной деятельности

  •  Нежелание выполнять свои обязанности
  •  Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени
  •  Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой

d)       Возрастание требований

  •  Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях
  •  Чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть
  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

а) Депрессия

  •  Постоянное чувство вины, снижение самооценки
  •  Безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия
Ь) Агрессия
  Защитные установки, обвинение других, игнорирование
    своего участия в неудачах
  Отсутствие толерантности и способности к компромиссу
 

Подозрительность, конфликты с окружением

   

4. ФАЗА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

о) Сфера интеллекта
  Снижение концентрации внимания, отсутствие
   

способности к выполнению сложных заданий

  Ригидность мышления, отсутствие воображения
Ь) Мотивационная сфера
  Отсутствие собственной инициативы,
    снижение эффективности деятельности,
    выполнение заданий строго по инструкциям
с) Эмоционально-социальная сфера
  Безразличие, избегание неформальных контактов
  Отсутствие участия в жизни других людей
    либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу
 

Избегание тем, связанных с работой

  Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука
    5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
а) Снижение иммунитета
  Неспособность к релаксации в свободное время
  Бессонница, сексуальные расстройства
  Повышенное давление, тахикардия, головные боли
  Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения
 

Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя

   

б. РАЗОЧАРОВАНИЕ

 

Отрицательная жизненная установка

  Чувство беспомощности и бессмысленности жизни
  Экзистенциальное отчаяние

 

выгорания. Эта модель может быть использована для лучшего понимания и объяснения формирования феномена выгорания и у медицинских работников. Основные компоненты модели и их взаимосвязь, представленные на рис. 1.1, послужат базисом для построения профилактических и коррекционных программ для медиков и, в частности, для лиц, работающих в сфере охраны психического здоровья.

Comments are closed.

Scroll To Top