Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Этап базового профессионального образования
Этап базового профессионального образования

Этап базового профессионального образования

Этот этап соответствует шестой стадии (стадия ранней зре­лости) психосоциального развития по Э.Эриксону и возрастно­му диапазону от 19 до 25 лет. Молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Доминирующей по­требностью становится потребность в принадлежности и люб­ви (А.Маслоу). В этот период особую важность приобретают групповая принадлежность, дружба, уважение и признание свер­стников, поиск близких по духу людей, сексуальная близость и любовь. Главная проблема, которая может возникнуть в этот возрастной период, — поглощенность собой и избегание меж­личностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального ва­куума и социальной изоляции.

На этом этапе студент медицинского вуза получает обще­медицинское образование, более подробно знакомится со специ­фикой медицинских дисциплин и делает свой профессиональный выбор. В первый год обучения часто возникает разочарование в избранной профессии и падает интерес к учебе. Наблюдает­ся кризис профессионального выбора, который, как правило, отчетливо проявляется в первый год профессионального обу­чения, когда студенты-медики вместо ожидаемого сценария обу­чения медицине (изучение клиники различных заболеваний, общение с больными, присутствие на операциях и т п.) изучают неклинические дисциплины. Как правило, этот кризис преодо­левается путем осознания необходимости освоить материал таких дисциплин и сменой мотивации. В этот период возмож­но снижение уровня интереса к медицине либо коррекция про­фессионального выбора, которая иногда завершается тем, что студент оставляет вуз.

Н.В.Гавенко (2003) исследовала в динамике 662 студентов Харьковского медицинского университета, обучающихся на I, II и III курсах. Единичные симптомы психической дезадаптации в виде незначительных эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, а также вегетативной дисфункции были выявлены у 54,8% студентов I курса, у 36,3% — II курса и у 63,3% третьекурсников. Клинически очерченные формы психической дезадаптации в виде расстройств адаптации и соматоформных расстройств были диагностированы у 7,2% студентов I курса, у 8,2% — II курса и у 3,8% третьекурсников. С явлениями дезадаптации в наибольшей степени коррелировали такие фак­торы, как употребление алкоголя, курение, нарушение режима сна, гиподинамия, занятость в институте по 8-10 часов, дли­тельная подготовка к занятиям дома и травмы головы. Причем наибольшая вероятность дезадаптации отмечалась у холостых (незамужних) студентов, проживающих дома, поступивших в вуз сразу после школы, то есть у тех, кто впервые столкнулся с новыми условиями обучения и межличностного общения.

На III курсе начинается изучение клинических дисциплин, и студент-медик ежедневно сталкивается с человеческой бо­лью и страданием. Начинается новый психологический этап его профессионального становления. Анализ психологических характеристик студентов III курса Харьковского медицинского института и сопоставление их с результатами, полученными у третьекурсников факультета иностранных языков и экономи­ческого факультета, позволил обозначить следующие психоло­гические особенности студентов-медиков, характерные для это­го периода (Р.Б.Брагин, Д.Р.Брагина, 1992; Д.Р.Тахташова, Р.Б.Брагин, 1994):

1)     психологический анализ «графиков жизни» по методике

Е.И. Головахи и А.А.Кроника (1984) выявил, что предполага­емая продолжительность жизни, которую определили для себя студенты-медики, самая низкая — 83,1 года (у студентов факультета иностранных языков — 87,4, у студентов эконо­мического факультета — 95,3 года), а предполагаемая сте­пень жизненной реализации самая высокая — 30,6% (у сту­дентов факультета иностранных языков — 28,3%, у студентов экономического факультета — 22,7%);

2)     график насыщенности жизни, который предусматривают для себя студенты-медики, имеет вид «лихорадочной кривой» с тремя разновысокими вершинами на возрастных отрезках 21-25 лет (9,7 балла по 10-балльной шкале), 36-40 лет (8,4 балла ) и 51-55 лет (7,3 балла). График жиз­ни студентов факультета иностранных языков имеет две вер­шины на возрастных отрезках 26-30 лет (9,2 балла) и 56-60 лет (4,7 балла), а студентов экономического факультета — всего одну вершину на отрезке 16-20 лет (9,5 балла).

Полученные данные позволяют предположить, что у меди­ков в течение жизни возможно возникновение множества зон эмоционально-биологического напряжения, в отличие от сту­дентов факультета иностранных языков (у которых конфликт­ная зона проецируется только на начало и на завершение трудо­вой деятельности) и экономистов, которые вообще не предпола­гают особо выделяющихся этапов жизненного напряжения.

Comments are closed.

Scroll To Top