Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » Этапы развития компьютерной зависимости
Этапы развития компьютерной зависимости

Этапы развития компьютерной зависимости

Результаты проведенного нами исследования позволили вы­делить следующие этапы развития компьютерной зависимости:

1-      й этап — этап риска развития компьютерной зависимос­ти;

2-      й этап — этап сформированной компьютерной зависи­мости (эмоционально-волевые нарушения, психическая зависимость);

3-      й этап — этап тотальной компьютерной зависимости (психическая и физическая зависимость, синдром актуализа­ции компульсивного влечения).

Основными характеристиками эта/fa риска развития ком­пьютерной зависимости являются увеличение времени, проводимого для достижения поставленной цели и работы за компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоцио­нального удовольствия за компьютером, расходование большего количества денег на компьютерную деятельность, первые признаки социальной дезадаптации.

Этап сформированной компьютерной зависимости характе­ризуется существованием в иерархии новой потребности — деятельности за компьютером, которая имеет систематический характер, аффективный заряд в основе. При этом преобладают эмоционально-волевые нарушения, отмечается рост толе­рантности к компьютеру: необходимость во все большем количестве времени работы за компьютером для достижения удовольствия; значительное снижение эффекта от пребывания за ПК в течение того же промежутка времени, что и раньше, на­вязчивые мысли о компьютере и фантазирование, что сопровождается эмоциональным подъемом (эйфория, психи­ческая релаксация, ощущение «взлета», беззаботности, свободы, усиления воображения) во время деятельности за компьютером, и испытанием психо-эмоционального напряже­ния (раздражительность, подавленность, скука, снижение настроения, ситуационная тревога) вне работы за ПК. Наблю­дается дезактуализация базовых потребностей — сна, отдыха, употребления пищи, личной гигиены. Нарушаются режимы сон-бодрствование и отдых-нагрузка, время работы за компью­тером — дневное и ночное. На данном этапе деятельность за ПК происходит за счет обучения, труда, домашней работы, со­циальных и личных взаимоотношений. С одной стороны, пациенты полностью ориентированы в компьютерных техно­логиях, с другой стороны, имеет место своеобразная форма инфантилизма, практически полная беспомощность в мире со­циальных норм и отношений.

На третьем этапе — тотальной компьютерной зависимос­ти — наблюдаются признаки как психической, так и физической зависимости. Отмечается постоянное «злоупот­ребление» компьютерными играми, беседами в CHAT, ICQ и другими видами деятельности за компьютером, несмотря на существующие проблемы социального и личного характера, остаются безуспешными попытки контролировать работу за ПК. В структуре синдрома актуализации компульсивного

влечения имеют место агрессивность, злобность, психомо­торное возбуждение, рассеянное внимание, непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, встречается депрес­сивный синдром. На данном этапе присутствуют физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боль в позвоноч­нике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала). Появляются признаки деза­даптации, социальные и психологические проблемы, связанные с обучением, отношением с родителями, друзья­ми. Периоды легкой дезориентации и зрительные эффекты после компьютерных игр свидетельствуют о существенном влиянии избыточной работы за компьютером. Возможно присутствие вегетативной симптоматики (изменения ЧСС, АД, бледность или покраснение кожи). Однонаправленное увлечение приводит к возникновению выраженной социаль­ной дезадаптации.

На основе результатов исследования нужно отметить, что у данной группы пациентов увлечение компьютерными техноло­гиями носит сверхценный характер, часто имеет признаки гиперкомпенсаторных образований, что, в свою очередь, при­водит к выраженной социальной дезадаптации и в результате является непродуктивным увлечением.

Отграничение этапов риска развития компьютерной зави­симости от уже сформировавшейся компьютерной зависи­мости является наименее разработанной проблемой клиничес­кой психиатрии и аддиктологии. Основываясь на проведенных исследованиях, нами были разработаны критерии дифферен­циальной диагностики риска развития компьютерной зависимости и уже существующей компьютерной зависимости, представленные в табл. 5.5.

Таблица 5.5. Дифференциально-диагностические критерии

отграничения этапов риска развития и сформиро — вавшейся компьютерной зависимости

Признак Риск развития компьютерной зависимости Сформированная

компьютерная

зависимость

Характер увле­чения

Психологически по­нятен, не носит сверхценового ха­рактера

Носит сверхценовой характер, является гиперкомпенса- торным образова­нием

 

Продолжение таблицы 5.5.

Признак Риск развития компьютерной зависимости Сформированная

компьютерная

зависимость

Результат увле­чения

Продуктивность ком­пьютерной дея­тельности

Непродуктивность

компьютерной

деятельности

Время работы за компьюте­ром

Тенденция к увели­чению времени, проводимого для достижения по­ставленной цели, и работы за ком­пьютером

Больше 40 часов в неделю

Социальная

адаптация

лиц

Социально адапти­рованы, появля­ются первые признаки семей­ной дезадапта­ции

Выраженная соци­альная дезадапта­ция вследствие компьютерной деятельности

Семейная адап­тация

Появляются первые признаки семей­ной дезадаптации в связи с деятельнос­тью за компьюте­ром

Семейная дезадап­тация вследствие компьютерной деятельности

Школьная

адаптация

Нарушения успева­емости, наруше­ния обычного стереотипа взаи­моотношений с одноклассника­ми вследствие компьютерной деятельности

Школьная дезадап­тация, пропуски занятий вслед­ствие компьютер­ной деятельности

Физические

симптомы

Почти отсутствуют, могут быть боли в глазах и спине

Головная боль по типу мигрени, боль в спине, су­хость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром кар- пального канала)

 

Продолжение таблицы 5.5.

Признак Риск развития компьютерной зависимости Сформированная

компьютерная

зависимость

Навязчивые мысли о ра­боте за ком­пьютером

Отсутствуют

Имеют место навяз­чивые мысли о компьютерной де­ятельности

Бродяжничес­

тво

Отсутствует

Уходы из дома в связи со сверх- ценным увлече­нием компьюте­рами

Делинквент­

ность

Отсутствует

Склонность к де­линквентным формам поведе­ния, обычно свя­занная с добыва­нием денег для компьютернвк Иф

Круг интересов Круг интересов суживается

Имеет место только увлечение ком­пьютерами, обща­ются только с по­добными «ком- пьютероманами»

Вегетативные

реакции

Адекватны психо­эмоциональной нагрузке

Выражены, сила их проявления пря- мопропорцио- нальна компью­терной деятель­ности

Настроение

Колебания настрое­ния психологи­чески мотивиро­ваны, адекватны ситуации

Изменения настрое­ния четко корре­лируют с компью­терной деятель­ностью, иногда неадекватны ситу­ации или обуслов­лены невозмож­ностью ее реали­зации

 

Продолжение таблицы 5.5.

Признак Риск развития компьютерной зависимости Сформированная

компьютерная

зависимость

Реакция на за­мечания, со­веты В большинстве слу­чаев адекватна

Неадекватна

Критика

Критичен к ситуа­ции

Некритичен

Коррекция

Возможна коррек­ция интеллектом, поддается вер­бальной коррек­ции

Не поддается вер­бальной коррек­ции

Психологические характеристики

Интеллект

Соответствует воз­расту и получен­ному образова­нию

В большинстве слу­чаев соответствует возрасту и полу­ченному образо­ванию, редко имеют место слу­чаи легкой умственной отста­лости

Личностная

акцентуация

Имеют место все типы акцентуаций, но преобладают возбудимый, цик- лотимный, экзаль­тированный, ги­пертимный и эмо­тивный типы ак­центуаций

Преобладают гипер- тимный, возбуди­мый или гипер- тимно-возбуди- мый типы; совсем не встречаются педантичный, тревожный

Эмоционально­

волевая

сфера

Эмоционально­волевая неустой­чивость не меша­ет учебной дея­тельности

Эмоционально-воле­вая незрелость, ла­бильность, эмоци­ональная неустой­чивость, эгоистич­ность, оторван­ность от реальнос­ти

 

Окончание таблицы 5.5.

Признак Риск развития компьютерной зависимости Сформированная

компьютерная

зависимость

Самооценка

Адекватная

Неадекватная: завы­шена или заниже­на

Личностная

сфера

Стабильность уров­ня притязаний и самооценки,рав- нозначность игро­вых и учебных мо­тивов

Нестабильность уровня притяза­ний и самооцен­ки, недостаточная подвижность пси­хических процес­сов, с доминиро­ванием игровых мотивов над дру­гими

 

С целью изучения внутренней организации исследуемых параметров как единой системы нами был проведен факторный анализ.

Организовывалась факторная структура показателей ком­пьютерной зависимости, что объяснялось большим количе­ством значимых корреляционных связей между изучаемыми параметрами. Характеристика компьютерного аддикта была организована 4 факторами.

Первый фактор, который имел наибольшую информацион­ную нагрузку (3,46 — 50%), представлен показателями удовлетворения от присутствия за компьютером, предчувствия и мыслей о деятельности за ПК и показателями пустоты, раз­драженности вне компьютера, потребности вернуться к любимому занятию для достижения внутреннего комфорта, в связи с чем был интерпретирован, как фактор психологичес­кого состояния.

Второй факторе информационной нагрузкой 1,24 — 18% — был организован показателями пола, невозможностью само­стоятельно прекратить работу за П К, появлением физических симптомов усталости организма в связи с работой за компьюте­ром, поэтому был интерпретирован как фактор физического состояния и волевого решения.

К третьему фактору, информационная нагрузка которого составила 1,22 — 17,5%, был отнесен показатель времени, про-

водимого за ПК, трата денег для компьютерной деятельности, показатель пренебрежения социальных и семейных обязаннос­тей, нарушение взаимоотношений с родственниками, друзьями, что предоставило возможность интерпретировать его как социальный фактор.

Четвертый фактор с информационной нагрузкой 1,02 — 14,5% был представлен показателем возраста и, вероятно, опре­деляет собой фактор возраста компьютерного аддикта (табл.

5.6).

Таблица 5.6. Факторная структура показателей компьютерной аддикции (7интераций)

Показатели Факторы
1 2 3 4
Собственные значения, абс.

%

3,4624

50

1,2449

18

1,2209

17,5

1,0233

14,5

возраст 0,0139 0,0434 -0,0009 0,8974
пол -0,1063 0,6493 0,2866 0,1286

Чувство удовлетворения за ПК

0,7374 0,0566 -0,0382 -0,0423

Предвкушение пребыва­ния за ПК

0,7957 -0,0171 -0,1160 -0,0528

Проведение времени за П К и трата денег

0,3134 -0,0122 -0,4217 0,2741
Остановка работы за П К 0,2093 -0,5047 -0,1449 0,3057

Плохие ощущения вне ПК

0,5232 -0,0751 -0,3548 0,0853
Потребность использова­ния ПК для изменения психического состояния 0,7178 -0,1336 -0,2072 0,1941
Пренебрежение социаль­ными обязанностями 0,1007 -0,1598 -0,7172 0,0985

Скрывание количества про- веденого времени за ПК

0,2120 -0,1480 -0,6037 -0,1516

Влияние ПК на жизнеде­ятельность

0,1947 -0,0713 -0,7568 -0,0301

Возникновение физичес­кой симптоматики

0,2050 0,6709 -0,3365 0,0757
Нарушения сна 0,0169 0,2325 -0,5636 0,0908

 

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью

Анализируя вышеприведенные данные, следует отметить, что наибольший удельный вес в формировании компьютерной зависимости несут на себе факторы, характеризующие психи­ческий, физический и социальный аспекты пациента. Вместе с тем, прослеживается четкая взаимосвязь с возрастным факто­ром. Степень риска развития компьютерозависимого пове­дения в отдельных возрастных группах различна.

Таким образом, компьютерная зависимость формируется у склонной к аддиктивному поведению личности. Оно формиру­ется соответственно динамике, характерной для классического аддиктивного процесса, или является новой аддиктивной реа­лизацией у уже сформированного аддикта.

Comments are closed.

Scroll To Top