Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Гуманистически ориентированные психологи о труде
Гуманистически ориентированные психологи о труде

Гуманистически ориентированные психологи о труде

Музыканты должны играть музыку, худож­ники должны рисовать, поэты должны со­чинять стихи, если они, в конце концов, хо­тят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе.

А. Маслоу, 1987

В отличие от психоаналитиков, считающих труд сублимаци­ей базисных инстинктов, гуманистически ориентированные пер- сонологи видят в труде возможность удовлетворения высших потребностей человека — потребностей самоактуализации и самоуважения. Согласно этой точке зрения выбор профессии также диктуется потребностью самоактуализации Абрахам Маслоу (1908-1970), один из создателей гуманистического на­правления в теории личности, предложил концепцию иерархии потребностей в мотивации человека (A.N. Maslow, 1954, 1968, 1987). Схематически эта концепция представлена на рис. 3.1 в виде пирамиды: в ее основании физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для физического выжива­ния человека; на вершине — высшие потребности (потребнос­ти самоактуализации и самоуважения), удовлетворение кото­рых мотивирует человека к личностному росту и реализации своего потенциала.

Согласно исследованиям A.N.Maslow (1987), средний чело­век удовлетворяет свои физиологические потребности в 85% случаев, потребности безопасности и защиты — в 70%, потреб­ности принадлежности и любви — в 50%, потребности само­уважения и уважения другими — в 40% и потребности само­актуализации — в 10% случаев.

Работа позволяет удовлетворить потребности самоуважения, уважения другими и самоактуализации. Хотя, мне думается, го­воря о проблемах, связанных с феноменом самоуважения, очень важны те чувства и эмоции, которые переживает человек, вы­полняя свою работу, его самооценка и уровень притязаний. У.Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в знаменателе — притязания.

 

  1. N.Maslow (1987) считал, что потребности уважения дости­гают максимума и перестают расти в зрелости. Затем их ин­тенсивность уменьшается. Это связано с тем, что зрелые взрос­лые люди более реалистично оценивают свою значимость и переоценивают ряд жизненных ценностей (например, ценность карьерного успеха снижается, ценность здоровья растет). Кроме того, большинство зрелых людей уже имели опыт уважения и признания заслуг, что побуждает их двигаться дальше к верши­не пирамиды — к потребностям самоактуализации.

А.Маслоу считает, что истинная самоактуализация встреча­ется только после достижения зрелого возраста.

Что же такое истинная самоактуализация? A.N.Maslow (1987) охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, используя свои таланты, способности, личностный потенциал. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». Формы самоактуализации очень разно­образны, и именно на этом высшем уровне иерархии потребно­стей люди сильнее всего отличаются друг от друга. А.Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присущую всем людям и считал, что творчество является наиболее уни­версальной характеристикой людей. Однако в процессе соци­альной жизни (получение образования, работа и т.п.) люди те­ряют такое качество, адаптируясь к требованиям общества, коллектива, семьи. Это обусловлено и тем, что в молодости ак­туальны потребности безопасности, принадлежности к референ­тной группе, любви. И только в зрелости «голос Несбывшего- ся» вновь зовет нас.

«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Не- сбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваем­ся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не на­чинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схва­тить и удержать его слабо мелькнувшие черты?

Между тем время проходит, и мы плывем мимо высо­ких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня» (А.Грин, 1989).

Работая, человек не всегда полностью реализует свои талан­ты и способности, то есть свой личностный потенциал. Иногда он всю жизнь добросовестно выполняет работу, которая не со­ответствует его призванию.

Как правило, для актуализации высших потребностей необ­ходимо, чтобы потребности более низкого уровня хотя бы час­тично были удовлетворены. Последовательное расположение основных нужд в иерархии потребностей — главный принцип, лежащий в основе организации мотивации человека. Но в не­которых случаях люди создают свою собственную иерархию потребностей. Часто это неординарные, творческие личности, для которых дело, которым они занимаются, и реализация свое­го личностного потенциала намного важнее, чем безопасность и физиологические потребности. Они могут работать и творить, испытывая нужду, голод и социальную изоляцию.

Ярким примером является биография Виктора Франкла, со­здателя логотерапии, всемирно известного специалиста по воп­росам психологии личности и психотерапевта. К началу Вто­рой мировой войны он уже был доктором медицины, работал в клинической психиатрии, изучал психоанализ и подготовил ру­копись своей первой книги «Врачевание души». Ему было 37 лет, когда в 1942 году он попал в нацистский концентрацион­ный лагерь Освенцим. Рукопись своей первой книги ему уда­лось сохранить, пройдя через ужасы концентрационных лагерей, и издать уже после войны. Ежедневно, находясь на пороге смер­ти, он анализировал свое поведение и психологию узников, раз­мышлял над экзистенциальными проблемами человека, над смыс­лом жизни, страдания и смерти Эти размышления легли в основу созданной им (точнее — выстраданной) логотерапии, которая уже многие десятилетия помогает людям решать проблемы, свя­занные с утратой смысла жизни. После освобождения из кон­центрационного лагеря в 1945 году, В. Франкл описывает свой опыт и издает работы по экзистенциальному анализу и логоте­рапии. Этот период его жизни отмечен всплеском творческой активности. Достаточно сказать, что с 1946-го по 1950 год он пишет и издает девять книг, которые задумал в концентрацион­ных лагерях.

«Я вспоминаю, — писал он, — как однажды утром я шагал из лагеря на работу и чувствовал, что уже больше не в со­стоянии выносить голод, холод и боль в моих вздувшихся от голода и по этой причине засунутых в открытые ботинки, подмороженных и нарывающих ногах. Моя ситуация пред­ставлялась мне безотрадной и безнадежной. Тогда я пред­ставил себе, что я стою на кафедре в большом, красивом, теплом и светлом конференц-зале, собираюсь выступить перед заинтересованными слушателями с докладом под на­званием «Психотерапия в концентрационном лагере» и рас­сказываю как раз о том, что я в данный момент переживаю. С помощью этого приема мне удалось как-то подняться над ситуацией, над настоящим и над страданиями и увидеть их так, как будто они уже в прошлом, а я сам, со всеми моими страданиями, представляю собой объект научно-психологи­ческого исследования, которое я же и предпринимаю».

Comments are closed.

Scroll To Top