Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » Компьютерная зависимость — клиническая реальность или особое психологическое состояние?
Компьютерная зависимость — клиническая реальность или особое психологическое состояние?

Компьютерная зависимость — клиническая реальность или особое психологическое состояние?

Если долговременные последствия зависимости от алкоголя и наркотиков изучены достаточно хорошо, то изучение долго­срочных последствий компьютерной зависимости находится на начальном этапе. Большая часть компьютерозависимых лиц — не считают себя больными и не пытаются покончить с пагубною привычкой [13, 17, 120].

Доказано, что компьютерная аддикция формируется не так, как другие виды зависимости. Например, развивается она намно­го быстрее, чем другие аддиктивные расстройства. По данным Kimberly Young (1996), 25% больных приобрели зависимость на протяжении полугода после начала работы с компьютером, 58% — в течение второго полугодия, 17% — через год [20].

Обзор литературы показал, что многочисленные данные о компьютерной зависимости сосредоточены на исследованиях доктора Kimberly Young [20, 134, 135]. Она впервые получила результаты анкетирования большого количества пользователей Интернетом и предложила критерии диагностики компьютер­ной зависимости (см. главу 6). Ее работа была представлена на 104-м и 105-м конгрессах Американской психологической ас­социации.

Используя критерии, подобные патологическому гэмблин- гу, доктор Young допустила, что проблемное использование Интернета ближе к расстройству импульсного контроля, чем к зависимым состояниям.

В 1996 году в исследованиях Kimberly Young было показано, что 396 из 496 регулярных пользователей Интернетом являются Интернет-зависимыми [79]. Young писала, что последние ис­следования оправдывают ее результат, и что вокруг появляются центры лечения этого вида аддикции. Но другие психологи и психиатры имели другую точку зрения.

Shaffer (1996) и его коллеги нашли только 20 аддиктов из 809 пользователей Интернетом [130]. Они имели все необходимые критерии аддиктивного поведения (повышение толерантнос­ти, потеря контроля, синдром абстиненции и другие).

Mark Griffiths (1996) делит Интернет зависимых на две груп­пы: аддикты (зависимые) первого и второго порядков. Аддикты первого порядка чувствуют себя в повышенном настроении во время игры, любят играть группами в Сети, получают позитив­ное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Ком­пьютер для них — средство получить социальное вознаграждение [52|.

Аддикты второго порядка используют компьютер для побега от проблем в своей жизни, и их зависимость от ПК — симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).

Ряд авторов считают, что Интернет-зависимость — не явля­ется самостоятельным заболеванием [136-139]. Это сразу несколько опасных для человека психопатологических состоя­ний, объединенных в один комплекс. Они отличаются по степени опасности и областям действия, и единственное, что их объединяет, это пагубное влияние на человеческую психику.

Развитие аддикции рано или поздно приводит к изменениям образа жизни, нарушению режимов сна/бодрствования и отды­ха/нагрузки, в результате чего страдает не только произ­водительность труда, но и физическое здоровье. Длительное пре­бывание в сидячем положении, специфическая нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы верхних конечностей (особенно правой), пренебрежение регулярностью питания, адекватной физической нагрузкой (за счет централизации времени на использование Интернета) — все это приводит к ухудшению здоровья. В резуль­тате нарушения психофизиологических норм и эргономических потребностей к деятельности за компьютером, увеличивается усталость, появляется риск возникновения физических наруше­ний — симптомов патологического использования компьютера, к которым относятся: мигренеподобная головная боль и боль в по­звоночнике, сухость в глазах, синдром карпалыюго канала (онемение и боль в руках).

В Японии и Англии у нескольких детей, которые с раннего детства излишне увлекались компьютерными играми, врачи выявили новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпи­лепсии [73,      114|.    Это расстройство проявляется в виде

неврозоподобной головной боли, парциальных миоклоничес- ких приступов, со спазмами мышц лица. Во шикают также нарушения зрения. Синдром хоть и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формиро­ванию таких типичных для эпилепсии отрицательных черт личности, как подозрительность, агрессивное отношение к близким, импульсивность и разгоряченность. Данные боль­шинства исследований, в которых изучалось функцио­нирование ЦНС и зрительного анализатора при работе с ком­пьютерами, достоверно свидетельствуют о процессах перенапряжения. Это то, что может привес i и к переутомле­нию, то есть патологическим изменениям в коре головного мозга и зрительном анализаторе.

По данным В. А. Лоскутовой (2000) приблизительно 80% пользователей Интернета заявляют о том, что чувствуют ни с чем не сравнимое чувство интеллектуальной воли, когда «странствуют» по виртуальному миру [140]. Но никто не отдает себе отчета в том, что виртуальная реальность может породить только виртуальное чувство воли, которое обладает наркоти­ческим свойством зависимости и требует постоянного подкрепления. Пользователь, который проводил по несколько часов в день в Интернете и внезапно лишился возможности доступа к конкретной информации, подобен наркоману в со­стоянии «ломки» — вплоть до некоторого подобия симптомов: обеспокоенность, суматоха, рассеянное внимание, повышен­ная возбудимость, раздражительность и другие. Кроме того, при относительно длительном пребывании вданном состоянии субъект начинает испытывать чувство неполноценности и интеллектуальной инвалидности, влекущее за собой снижение самооценки [141, 142].

Н.   И. Алтухов и К. Ю. Галкин выделяют следующие при­знаки и симптомы компьютеромании:

  •  изменение актуального психического состояния в сто­рону эйфории при контакте с компьютером или «предвку­шении» контакта;
  •  исчезновение контроля времени, проводимого за ком­пьютером;
  •  стремление к увеличению времени взаимодействия с ком­пьютером;
  •  раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером;
  •  использование компьютера или игровой приставки для изменения актуального психического состояния со знака «-» на знак «+»;
  •  возникновение проблем во взаимоотношениях в микро- социальных группах;
  •  вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита).

Исследование динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) до и во время работы за компьютером показали досто­верный рост ЧСС в среднем на 8,2 ± 0,4% при взаимодействии с компьютером. Усиление влияния симпатического отдела нервной системы также наблюдалось во время работы в Интер­нете (12).

Доктор Maressa Hecht Orzack выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для патологического использования компьютера (Pathological Computer Users — PCU)(1999)|143|:

Психологические симптомы:

  •  хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  •  невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  •  пренебрежение семьей и друзьями;
  •  ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компью­тера;
  •  неправда работодателям или членам семьи о своей дея­тельности;
  •  проблемы с работой или обучением.

Физические симптомы:

  •  синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенап­ряжением мышц);
  •  сухость в глазах; головная боль по типу мигрени;
  •  боль в спине;
  •  нерегулярное питание;
  •  пренебрежение личной гигиеной;
  •  расстройства сна, изменение режима сна.

Maressa Hecht Orzack, клинический психиатр в Harvard Medical School (MA, USA), работает с разными формами ком­пьютерной зависимости в течение долгих лет. Она отмечает, что видит каждый день лиц с компьютерной зависимостью, и уве­рена, что Интернет-аддикция может заострить существующие психологические или психиатрические расстройства. У многих компьютерозависимых пациентов выявлена коморбидность с социальными фобиями, компульсивными расстройствами, расстройством концентрации внимания и другими видами ад- дикций [144].

Young (1998) установила связь данного вида аддикции с деп­рессивными состояниями (79]. Больные с депрессивными расстройствами, которые намного больше других чувствуют страх предательства и нуждаются в социальной поддержке, ис­пользуют Интернет, чтобы преодолеть трудности межлич­ностных взаимоотношений в реальности. Аутодеструктивный драйв, будучи замаскированным, проявляется уходом от биоло­гической стороны жизни. Человек пренебрегает сном, личной гигиеной, питанием, а также домашними делами и трудом/об­учением. Драйв самосохранения становится притуплённым, возникают депрессивные эпизоды разного регистра, суици­дальные мысли. Стремясь заполнить внутреннюю пустоту и избегая решения проблем, аддиктивная личность, которая вы­брала Интернет как средство ухода от действительности, решает, что это и есть выход. На деле оказывается, что выхода нет. Крах надежд приводит к суициду. Не последнюю роль иг­рает и большая открытость при опосредованном компьютерном общении, которая приводит к большей эмоцио­нальной ранимости.

Здесь на первый план выходит стремление аддикта к побегу от реальности, к отключению от существующих переживаний. Чем активнее этот драйв, тем деструктивнее и тяжелее протека­ет аддикция. На той стадии развития аддикции, когда посредством данного аддиктивного агента — Интернета — ста­новится невозможным изменение психического состояния, растет риск осуществления аддиктом суицидальной попытки.

Scherer (1997) выявил коморбидность компьютерной аддик- ции с шизоидным расстройством личности к списку доктора Orzack, объяснив это тем, что такие пациенты склонны к дистанцированию отлюдей в реальном мире, а Интернет дает возможность общения и новый виртуальный мир [145].

Shapira (1998) указывает на 100%-ную распространенность расстройств влечения среди ее Интернет-зависимых пациен­тов, и на низкую связь компьютерной зависимости с обсессивно-компульсивным расстройством (15%). Также она связывает этот феномен с депрессивными и биполярными рас­стройствами. «Поэтому, если мы будем лечить ассоциируемые расстройства настроения (mood disorder), мы сможем возобно­вить контроль относительно пользования Интернетом», — заверяет Dr. Shapira [21).

Orzack (1999) указывает, что люди становятся зависимыми по различным причинам [ 144):

  1.  Поиск новых ощущений, новых идентификаций.
  2.  Снятие напряжения.
  3.  Общение.
  4.  Поиск друзей, поддержки (чаще это одинокие люди).

Существует много общего между зависимостью от алкоголя,

наркотиков, компьютерной аддикцией, патологическим ис­пользованием Интернета. Но имеются черты, характерные только для Интернет-аддикции — это чувство дома, свободы и безграничности.

Большинство авторов, анализируя полученные данные, пришли к выводу, что избыточное увлечение компьютерами в значительной степени отвечает критериям аддиктивного пове­дения и может рассматриваться как его самостоятельный вид, отличаясь по своей структуре и особенностям от общепризнан­ного вида аддиктивной реализации, связанного с участием в азартных играх, включая компьютерные. Специфика компью­терной зависимости изучена еще недостаточно.

Данные литературы и клинический опыт показали, что про­блема патологической зависимости появляется тогда, когда аддиктивное поведение начинает доминировать в сознании [12, 16, 17]. В его основе лежит стремление уйти из реальности за счет изменения своего психического состояния. Человек заме­няет решение проблемы «здесь и сейчас» аддиктивной реализацией, откладывает существующие задания «на потом», достигая тем самым психологического комфорта. Это люди, для которых виртуальная жизнь становится более значимой, чем реальная и они перестают отличать «Я-виртуальное» от «Я-реального» — это и есть потенциальные и действительные Интернет-аддикты.

При увлечении компьютерами имеет место изменение лич­ного психического состояния, достигнутого сосредоточением на определенном предмете (компьютере) и связанной с ним де­ятельностью, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний: чувства эмоционального возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Таким обра­зом, достигается начало желаемых эмоциональных изменений, возникает ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности жизнью. Увлечение компьютером стано­вится стилем жизни, доминирует и вытесняет другие виды деятельности. Если в обычных ситуациях люди используют компьютеры утилитарно, для удобства, комфорта, то для «сверх увлеченных» тот же компьютер, который вовлекается в аддик- тивное звено, становится все более значимым, все более удовлетворяющим эмоциональные потребности аддиктов. Эмоциональные отношения с людьми нарушаются. Это отра­жается в уменьшении дружелюбности, в отходе от реальности, в росте изоляции от других людей, которые не входят в круг по­добных любителей компьютерной техники. Сужается круг интересов. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, быто­вых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что аддиктивная реализация вклю­чает в себя как аддиктивные действия, так и мысли о возможности ухода от реальности [ 159-163].

По мнению Ц. П. Короленко (1991), развитие компьютер­ной зависимости полностью укладывается в основные этапы развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, ее формирование как интег­ральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения [22].

Важной особенностью зависимого поведения является воз­можность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой, с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообраз­ных видов зависимости. Так, японские ученые описали синдром «ОТАКУ» [otaku]. Это синдром, при котором под­ростки и юноши проводят свою жизнь, погружаясь в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофони­ческих наушников, игнорируют социальные взаимоотно­шения, необходимость ухода за собой, образование и достиже­ние полного развития личности.

Традиционно аддиктивные расстройства рассматривались как заболевание полифакторной природы без четкого домини­рования социальных и биологических факторов.

В.    А. Лоскутова (2000) считает, что этому процессу могут со­действовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования), психологические (личностные особен­ности, психотравмы) и социальные (семейные и внесемейные взаимоотношения) факторы [17].

Имеют место доказательства в пользу наследственной склонности к развитию аддиктивного поведения [12, 120, 169]. Возможно, одной из причин аддиктивного расстройства явля­ется своеобразный обмен серотонина и других нейромедиаторов. Существует гипотеза о механизме «сценар­ного подражания», согласно которой человек (в основном бессознательно) выбирает ту или другую модель поведения по образу и подобию какой-либо значимой личности из своего детского окружения.

Ученые Кореи попытались подтвердить тесную взаимосвязь между психологическим состоянием человека (одиночество, депрессия, компульсивность) и развитием Интернет-зависи­мости [73, 114]. Они использовали модифицированную шкалу определения компьютерной зависимости доктора Young. В ис­следовании принимали участие 13 588 пользователей (7 878 мужчин и 5 710 женщин) Интернетом, 3,5% из которых были диагностированы как Интернет-зависимые (первая группа); 18,4% — как возможно Интернет-зависимые (вторая группа); остальные составили третью группу — не аддикты. Ученые ис­следовали возможные поведенческие стратегии после стрессовых и проблемных ситуаций на работе. Результаты ис­следования подтвердили взаимосвязь компьютерной аддикции с развитием дисфункционального социального поведения. Бы­ло доказано, что Интернет-зависимые чаще имеют желание уйти из реального мира в виртуальный, чем возможно Интер- нет-аддикты или независимые, особенно после стрессовых ситуаций на работе или дома.

Группа Интернет-зависимых отмечала больший процент одиночества, сниженного настроения и склонности к компуль- сивным действиям по сравнению с двумя другими группами, что подтверждает влияние психологического состояния на формирование компьютерной зависимости. Также аддикты имеют больше проблем с установлением взаимоотношений, более закрыты для общения или беседы. Во время анализа пер­вых действий, при возвращении домой, большая разница была установлена между Интернет-аддиктами и не аддиктами — первые имели самый высший процент ответов «сразу иду к ком­пьютеру», что на 15% выше, чем во второй группе, и в три раза выше, чем в третьей [174].

Е. Marc Pratarelli, D. Ph., L.Blaine, M.S.Browne, (1999, 2002) провели факторный анализ Интернет-зависимости и предложили теоретическую модель взаимоотношений между Интернет-зависимостью (1), сексуальным фактором (2) и фак­тором пользователя (3). Исследование показало, что лица, которые излишне увлечены Интернетом, вероятно, имеют про­блемы личностного характера или проблемные взаимоотношения. Они также более склонны выходить в сеть, чем другие случайные пользователи Интернетом [175, 176].

Ряд авторов сообщают, что большая часть аддикций разво­рачивается на фоне девиаций поведения, которые, в свою очередь, рассматриваются рядом авторов как разновидность аддиктивных расстройств [196, 199]. Как показывают данные литературы, компьютерная зависимость связана с кражами, курением, эпизодическим употреблением токсичных ве­ществ.

Результаты исследований свидетельствуют о выраженной активности и эмоциональном возбуждении обследованных в период работы за компьютером. По их словам, именно это со­стояние и является особенно привлекательным при взаимодействии с компьютером. Возрастные и индивидуаль­ные особенности проявляются в выборе конкретных видов компьютерной деятельности, способствующих достижению описанного положения (игровые, коммуникационные, инфор­мационные). Имеют место элементы модуляции функционального состояния мозга. Е. В. Мельник (1998), учи­тывая высокий активационный потенциал работы с компьютерной техникой, ее частое доминирование в структуре интересов у лиц подростково-юношеского возраста, предложи­ла использовать работу с компьютером для замены девиантных видов деятельности и формирования социально одобренной структуры интересов у детей и подростков с девиациями пове­дения. Работа с компьютером оказалась крепким подкрепляющим фактором. Возможно это еще одна из пози­тивных сторон компьютерной деятельности [12].

Отмеченная тенденция обусловливает важность изучения факторов риска, клинико-психопатологической структуры, особенностей психического состояния и психических наруше­ний у лиц данной группы с последующим созданием программ коррекции и профилактики этого состояния. Важно выявить пользователей с повышенным риском развития компьютерной зависимости, оценить их психологические особенности и направленно использовать профилактические мероприя­тия. Следует оценить влияние биологических и окружающих факторов, особенности формирования и динамики аддиктив- ного процесса при компьютерной зависимости.

Подводя итог обзора литературы по проблеме компьютер- юй аддикции, можно констатировать, что подавляющее большинство исследователей отмечают патогенный характер компьютерной зависимости (особенно в юношеском возрасте) и считают первостепенной задачей разработку дифференциро­ванных программ коррекции и профилактики зависимости от компьютерных технологий.

Comments are closed.

Scroll To Top