Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

КОРРЕКЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

«У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия».

В.    Франкл, 1990

Количество работ, посвященных проблеме компьютерной зависимости, растет с каждым днем, но лишь в некоторых из них предлагаются соответствующие средства коррекции или лечения этого состояния. Это когнитивно-бихевиоральная терапия, 12-шаговая программа и экспрессивная арт-тера­пия. Доктор Kimberly Young представляет книгу для пользователей компьютеров, в которой описаны варианты самопомощи. Эта книга называется «Caught in Net» («Поте­рянные в сети») [20].

Ряд ученых считают, что компьютерная зависимость отли­чается от курения, наркотиков и увлеченности азартными играми тем, что в какой-то момент времени может наступить пресыщение компьютером. Дальше человек либо занимается этим профессионально, либо компьютер перестает иметь зна­чение в его жизни. Но этот вопрос остается открытым, потому что неизвестно, когда у аддикта наступит момент насыщения. Не будет ли очень поздно продолжать учиться или догонять уже упущенное. Не потеряет ли он социального статуса, находясь в эйфории компьютерных игр, а именно отчисление со школы или высшего учебного заведения, увольнение с работы, потеря звания или положения. Нет никаких гарантий, что за период «чрезмерной заинтересованности» компьютером психика ре­бенка не будет повреждена [228-232].

Поэтому в настоящее время очень важным является опреде­ление, как критериев диагностики компьютерной зависимости, так и средств коррекции этого вида аддикции.

Все аддиктивные расстройства имеют общие психологичес­кие механизмы, поэтому коррекция Интернет-аддикции не может ограничиваться лишь элиминацией данного средства аддиктивной реализации. В случае компьютерной зависимости большинство специалистов рекомендуют индивидуальную и/или групповую психотерапию, с акцентом на работе с образа­ми, эмоциями, потому что аддикты, как правило, имеют значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных вза­имоотношений и социальной адаптации у лиц с компьютерной зависимостью, в лечении лучше всего использовать именно групповые виды терапии.

Задачи групповой терапии:

  •  повышение самооценки и самосознания;
  •  усиление контроля над импульсами;
  •  увеличение стабильности межличностных отношений;
  •  социальная адаптация.

Перспективно также применение семейной психотерапии, так как очень часто в основе компьютерной аддикции лежит се­мейная дисфункция и неадекватный стиль воспитания и взаимоотношений с ребенком. Кроме того, ученые предлагают обращаться к службе анонимной помощи или к виртуальной психологической службе врунете [66, 105, 108].

В настоящее время многие исследователи считают очень перспективным применение когнитивно-бихевиоральной те­рапии с целью коррекции компьютерозависимого поведения.

Alex S. Hall и Jeffrey Parsons (2001) рекомендуют использо­вать когнитивную терапию по двум причинам: это классически и доступно, не нуждается в дополнительных тренингах [72].

Когнитивно-бихевиоральная терапия, или моделирование поведения, будучи синтезом поведенческих методов с теорией информационных действий, является поучительной практи­кой, направленной на формирование у пациентов новых паттернов поведенческих реакций [238].

Но в некоторых случаях необходима госпитализация в ста­ционар для купирования абстинентного синдрома. Акцент в лечении делают на психокоррекционные методы [239, 240]. При необходимости к психотерапевтическим методам воз­действия необходимо присоединить психофармакотерапию препаратами, которые снимают психоэмоциональное напря­жение: антидепрессанты (селективные ингибиторы обратного захватасеротонина), анксиолитики и/или седативные препара­ты.

Maressa Hecht Orzack, Andrew C. Voluse, John Hennen (2000) свидетельствуют, что доступность, вседозволенность и аноним­ность при использовании Интернета приводят к развитию еще одного вида компьютерной зависимости — сексуальной ком­пьютерной аддикции [ 128). Было установлено, что применение комбинации таких методов терапии, как «готовность изменить­ся» (Readiness to change), когнитивно-бихевиоральная терапия (Cognitive-Behavioral Therapy) и «повышение мотиваций» (Motivational Enhancment Therapy) для лечения группы мужчин с проблематичным сексуальным поведением в сети имеет пози­тивный эффект. Такая терапия способствует редукции сексуального аддиктивного поведения в Интернете, уменьше­нию депрессии и увеличению качества жизни этих пациентов. Также такое лечение особенно эффективно для больных с тре­вожными и биполярными расстройствами.

Виртуальная реальность — это нематериальность влияния, условность параметров и эфемерность, это не есть жизнь, а лишь вторичная часть жизни, параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможнос­ти, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр необходимо комбиниро­вать с активными действиями в реальном мире.

Лечение нехимических и химических аддикции имеют об­щие этапы: оценка, диагностика, план лечения, вмешательства, оценка эффективности выбранного метода лечения.

В ходе нашей работы тактика мероприятий уточнялась в за­висимости от особенностей личности и вида компьютерной зависимости (симптоматическая или первичная компьютерная зависимость). Применялись медикаментозные и не медика­ментозные средства на основе существующих стандартов лечения. Все аддиктивные расстройства имеют общие психоло­гические механизмы, поэтому элиминации данного средства аддикции недостаточно. Коррекция аддиктивного поведения с патологическим использованием компьютера нуждается в дли­тельном лечении психотерапевтом лично или в группе. Главное место принадлежит психотерапевтическим средствам коррек­ции разной направленности.

Так, с учетом полученных клинико-психологических харак­теристик лиц молодого возраста была разработана следующая система поэтапной коррекции компьютерозависимого поведе­ния, которая представлена в таблице 8.1.

 

Таблица 8.1. Поэтапная система коррекции компьютерозависи - мого поведения

Этапы Цель Методы

психотерапии

I — диагностичес­кий

Преодоление воз­ражения

Индивидуальная

II — информа­цией но-обучаю-

щий

Осознание про­блемы

Индивидуальная,

групповая

Ш — этап модификации поведенческих стратегий

Подготовка паци­ента к реальным действиям для изменения свое­го поведения и преодоления фрустрации с направлением на успех, моди­фикация плана действий

Индивидуальная, аутогенная тре­нировка, когни- тивно-бихевио- ральная

IV — этап коррекции семейных и социальный отношений

П редотвращен ие возникновения рецидива, поддержка последующих попыток пациента изме­ниться

Когнитивно-бихе- виоральная, групповая пси­хотерапия

V — этап преодоления последствий компьютерной зависимости

Составление пла­на поэтапной реабилитации в социальной сфере

Групповая психо­терапия, инди­видуальная

 

Цель терапии: повышение самооценки и уровня самосозна­ния, усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений, социальная адапта­ция.

Задачи терапии: 1. Выявление существующих проблем и проблематичный ситуаций;

  1. Определение навязчивый мыслей и ощущений, которые приводят к компьютерозависимому поведению.

Принцип терапии: не лишать пользователя доступа к ком­пьютеру, а нормализовать его компьютерную деятельность, работу с компьютерными технологиями. Каждый этап имеет свою цель и особые методические подходы.

Главной целью первого диагностического этапа (который в среднем продолжается 2 недели) является преодоление внут­реннего сопротивления пациента, разработка медикамен­тозной и психотерапевтической тактики лечения. Пациент еще не готов к изменениям, может не понимать, что проблема су­ществует. Врач должен найти мотивацию двигаться вперед, обсудить сначала позитивные черты использования компьюте­ра, потом негативные последствия чрезмерного использования компьютера. Больной может провести связь между компьютер­ной деятельностью и негативными последствиями (проблемы в школе, на работе, жалобы родителей). Не нужно сразу учить и давать советы, это может вызвать возмущение пациента. Нужно определить существенные условия, представление пациента, правила и принципы жизни, оценку данной ситуации. Необхо­димо информировать пациента о патологическом использо­вании компьютера, причинах возникновения компьютерной зависимости, о характерных признаках, стадиях развития, средствах коррекции и профилактики возникновения этого со­стояния. Наиболее продуктивно информировать пациента о негативных последствиях работы с компьютером можно лишь тогда, когда пациент готов к изменениям.

На втором этапе — информационно-обучающем — пациент уже готов к изменениям, но это решение не имеет стойкой ба­зы. Цель этого этапа — осознание проблемы. Нужно показать барьеры на пути изменений, а также позитивные моменты из­менения поведения. Пациент чаще ощущает подавленость в начале этого этапа. На индивидуальных обучающих занятиях врач поддерживает пациента, показывает успех других больных с такой проблемой. При решении определенной выше задачи моделировалась эмоционально насыщенная проблемная ситу­ация, которая приводила к формированию новой субъективной модели проблемы. Обсуждалось соответствие личного случая общим критериям патологического использования компьюте­ров. Длительность этапа — 2 недели.

Третий этап — модификация поведенческих стратегий. Цель — подготовка пациента к реальным действиям для изме­нения своего поведения и преодоления фрустрации с направлением на успех, модификация плана действий. Паци­ент готов к определению направления и этапов изменения поведения. Он должен научиться контролировать время работы

за компьютером (посредством разных средств — часов, таймера на компьютере, перерывов на прогулки, выполнение домаш­них заданий, встреч с друзьями и т. п.). Тактика терапии связана с особенностями пациента. Работа с больным направлена на осознание того обстоятельства, что несмотря на решение изме­нить свое поведение, он не может контролировать внутренние и внешние обстоятельства, которые могут способствовать сры­ву. Нужно выяснить расписание пациента, нужен ли ему компьютер для работы, как часто он обращается к компьютеру, какой вид активности ему еще нравится и другое. После того, как стратегии лечения выделены, план действий сложен, про­водится воплощение пациентом плана в жизнь (осознанное поведение).

Врач должен поддерживать все позитивные изменения и контролировать действия пациента. В начале пациент может фиксировать явные признаки надвигающегося срыва, усиле­ния фантазий о компьютере, росте эмоционального напряжения. Может произойти так, что пациент начнет возвра­щаться к начальным стадиям работы. В этом случае ему нужно объяснить, что это нормальный процесс и необходимо немало усилий чтобы двигаться вперед, но это реально. Цель — помочь преодолеть фрустрацию и выработать стратегию поведения, на­правленную на успех, помочь модифицировать план действий, и продолжать поддерживать попытки пациента измениться.

Эта стадия может продолжаться очень долго, потому что аддик- тивное поведение необходимо преодолеть. Врач активно содействует усилиям пациента, направленным на пробуждение конструктивных мотивов его личности. Длительность этапа — около 4 недель.

Этап коррекции семейных и социальных отношений. Этот этап начинается, когда пациент уже может контролировать свое по­ведение. Цель — предотвратить возникновение рецидива. Можно предложить больному вести запись в журнале, где отме­чать время, ощущение и события, которые провоцируют возвращение к компьютеру, то есть рецидив. Тогда вместе с па­циентом будет легче разобраться, что именно приводит к провокации компьютерозависимого поведения. Очень важную роль играет социальная поддержка (родители, учителя, друзья).

На данном этапе главное значение приобретает обучающая и поддерживающая работа с членами семьи. Со стороны врача необходимо довести правдивую информацию о компьютерной зависимости, пытаться решить существующие семейные кон­фликты и разработать адекватные стратегии нивилирования ситуаций, провоцирующих компьютерозависимое поведение пациента. Укоры членов семьи могут уменьшать самооценку пациента и контроль над эмоциями, содействовать напряже­нию в аффективной сфере и приводить к поиску эмоциональной разрядки. Длительность этапа — около 2-3 не­дель.

Этап преодоления последствий компьютерной зависимости. Этот этап наступает тогда, когда проблема компьютерной зави­симости уже не существует. Уже не нужно контролировать время за компьютером посредством часов, врача или членов семьи. На данном этапе врач вместе с пациентом составляют план поэтапной реабилитации в профессиональной сфере, от­ношениях с родственниками и друзьями. Определяются возможные жизненные препятствия и способы их решения (длительность — 2-4 недели).

Заканчивая характеристику этапов коррекции компьютер­ной зависимости у лиц молодого возраста, следует отметить, что эта схема динамична, а продолжительность этапов индиви­дуальна.

Поэтапная система коррекции компьютерозависимого по­ведения, которая проводилась с помощью указанных методик, улучшала адаптацию компьютерных аддиктов, создавала пред­посылки для              более сознательного               использования

компьютерных технологий. При проведении психокоррекци­онной работы значительное внимание уделялось ликвидации и дезактуализации психотравмирующих факторов и ситуаций.

Медикаментозная терапия проводилась по необходимости препаратами, которые снимают психоэмоциональное напря­жение:         антидепрессантами,       седативными препаратами,

анксиолитиками, атипичными антипсихотиками. Терапевти­ческая тактика при симптоматической компьютерной зависимости определялась доминирующим психопатологичес­ким синдромом.

Как показали данные катамнестичного исследования, пред­ставленный выше поэтапный психообучающий и когнитивно-поведенческий подход, который учитывает стадии развития компьютерной зависимости, представляет собой эф­фективное методическое средство для коррекции компьютерозависимого поведения.

Оценка результатов проведенной поэтапной системы кор­рекции показала, что из 30 пациентов, на которых были получены катамнестические данные, у 22 больных (73%) отме­чались стойкие изменения: увлечение перестало носить сверхценный характер, появилась производительность ком­пьютерной деятельности, значительно уменьшилось время

 

проведения за ПК (до 4-6 часов в неделю), исчезли навязчивые мысли о компьютерах, склонность к фантазированию, улучши­лись социальная и семейная адаптация, вернулись к школе, к обучению, отмечалась тенденция к коммуникации, начали об­щаться со сверстниками, улучшился сон, нормализовались режимы сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В 16% (5 па­циентов) случаев сохранялось стремление к работе на ПК, в связи с чем пациенты периодически продолжали обращаться за психотерапевтической помощью. У 3 пациентов с компьютер­ной зависимостью коморбидной с употреблением амфетаминов, с острым полиморфным психотическим рас­стройством, с тяжелым депрессивным эпизодом с психотическими симптомами, терапия была неэффективной.

Таким образом, компьютерная зависимость представляет собой новую проблему для человечества. Это расстройство нуждается в эффективных способах профилактики и коррек­ции не только силами родственников, психологов, психиатров и других специалистов. Весьма перспективным является созда­ние организации взаимопомощи пациентов «Анонимные компьютерные аддикты» (по аналогии с организацией «Анонимные алкоголики»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XXI веке существенно возрастает роль информационной среды, а следовательно, и видов профессиональной и учебной деятельности, связанных с использованием больших объемов информации, которые уже сейчас растут экспоненциально. Та­кой вид деятельности невозможен без использования компьютерной техники. В настоящее время ее распростране­ние столь масштабно, что уже сейчас правомерна постановка вопроса об индивидуально-психологических и социальных по­следствиях глобальной компьютеризации и информатизации.

Использование современных компьютерных технологий практически во всех сферах деятельности человека — уже свер­шившийся факт. Всего за несколько десятилетий сформировалась компьютерная субкультура, со своей вирту­альной средой обитания, слэнгом и стилем жизни. Во многом она напоминает реальный социум. Здесь можно найти работу и, не отходя от компьютера, успешно продвигаться по службе, по­лучать дистанционное образование, пользоваться услугами телемедицины, посещать лучшие библиотеки и музеи мира, публиковать свои произведения, вести дискуссии и переписку со всем миром, узнавать все новости on-line, совершать покуп­ки в Интернет-магазинах и совершать банковские операции, пользоваться услугами брачных и туристических агентств, за­ниматься киберсексом, играть в игры и совершать преступления (хаккеры), получать рекомендации по соверше­нию суицидов, по изготовлению взрывных устройств и наркотиков и еще гегабайты другой информации.

Доказано, что от 5% до 14% пользователей Интернет страда­ют компьютерной зависимостью. Причем, количество зависимых растет прямо пропорционально увеличению досту­па и скорости Интернета. Кроме того, у специалистов в области компьютерных технологий этот вид зависимости развивается чаще, чем у лиц гуманитарных профессий или без высшего об­разования.

В результате проведенных нами исследований выявле­но, что компьютерная зависимость, подобно другим видам аддикций, бывает первичной и симптоматической. Причем симптоматическая компьютерная аддикция встречается значи­тельно чаще, чем первичная. В 55% случаев симптоматическая компьютерная зависимость коморбидна с социализированны­ми и несоциализированными расстройствами поведения, истоки формирования которых закладываются в родительской семье.

Нами описана динамика формирования компьютерной за­висимости и специфические для каждого этапа ее развития психологические и клинические особенности. Данные литера­туры и наш опыт лечения пациентов с компьютерной зависимостью позволяют утверждать, что залог успеха — это выявление среди пользователей ПК лиц, составляющих группу риска, и квалифицированная профилактическая и коррек­ционная работа с ними на начальном (доклиническом) этапе формирования аддикций.

Знания о компьютерной зависимости необходимы всем пользователям компьютерами, особенно тем, кто переживает стадию увлечения ими. Поэтому в предложенных нами техно­логиях первичной профилактики компьютерной зависимости акцент сделан прежде всего на образовательных и информаци­онных                    программах. Люди должны знать о

психолого-психиатрических последствиях общения с компью­терами и о возможностях их минимизации.

Правило ВОЗ гласит: «Если мы вас лечим, мы помогаем вам сейчас. Если мы вас учим — мы помогаем вам всю жизнь».

Надеемся, что прочтение этой книги поможет нашим чита­телям и их детям безболезненно адаптироваться к жизни в современном обществе, основанном на знаниях.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстинентный синдром (withdrawalsyndrome) *** — группа сим­птомов различного сочетания и степени тяжести, встречающихся при прекращении или уменьшении по­требления психоактивного вещества, которое принималось неоднократно, обычно в течение длитель­ного времени и/или в больших дозах. Синдром может сопровождаться признаками физиологических рас­стройств.

Начало и ход абстинентного синдрома ограничено во времени и связано с типом вещества и дозой, принятой непосредственно перед прекращением или уменьшением потребления.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагуб­ная привычка) характеризуется стремлением ухода от реальности путем искусственного изменения своего пси­хического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление становится доминирующим в со­знании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном ми­ре.

Аддикция (addiction) *** — повторяющееся потребление психо­активного вещества или веществ до такой степени, что потребитель периодически или хронически испытывает состояние интоксикации, непреодолимое влечение при­нимать избранное вещество и значительные трудности в добровольном прекращении или изменении потребления и проявляет намерение получать психоактивные вещес­тва почти любыми путями. Как правило, толерантность довольно высока и при прекращении потребления на­блюдается абстинентный синдром. Термин аддикция также используется в смысле того, что такое вещество оказывает определенный эффект как на общество, так и на личность.

 

Виртуал** — 1) обобщенное название для виртуальных собы­тий, виртуальной реальности, совокупности виртуаль­ных реальностей, фрагмента виртуальной реальности в противопоставлении соби; 2) видовое название для грату- ала и ингратуала в противопоставлении консуеталу. Виртуал, в отличие от других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек вос­принимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как реальность.

Виртуальный образ** — психический образ, отражающий про­цессы, происходящие внутри психики, и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует.

Виртуальная реальность (ВР)** — реальность, независимо от ее природы (физическая, геологическая, психологическая, социальная, техническая и проч.) обладающая следую­щим рядом свойств: порожденность (ВР продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические ВР порождаются психикой человека), актуальность (ВР существует акту­ально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность), автономность (в ВР свое вре­мя, свое пространство и свои законы существования), интерактивность (ВР может взаимодействовать со всеми другими реальностями, втом числе и с порождающей, как онтологически независимая от них).

Генерализованное патологическое использование Интернета (ГПИИ) — активация всех типов компьютерных аддик- ций (чаты, поиск информации и другое).

Гратуал**— ощущение пребывания в виртуальной реальности более высокого уровня, чем константная реальность.

Девиантное поведение — поведение, противоречащее культу­ральным, религиозным, правовым нравственным и этическим нормам общества и проявляющееся в виде не­сбалансированности психических процессов, неадаптивности и нарушения процессов самоактуализа­ции.

Зависимость*** — необходимость в повторяющихся дозах наркотика, для того, чтобы чувствовать себя лучше или не чувствовать хуже.

Злоупотребление*** — «неадекватное потребление, характери­зуемое ...продолжением потребления, несмотря на осознание того, что это потребление обусловливает или обостряет постоянные или временные социальные, про­изводственные, психологические или физические проблемы или же периодическим потреблением в ситуа­циях, когда это физически опасно».

Измененность статуса воли**— измененность в виртуале роли воли в деятельности человека. В гратуале деятельность со­вершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой, дея­тельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности воз­можно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность «не идет», тело человека «не слушается» его и т. п.

Измененность статуса личности **— измененность в виртуале самооценки. В гратуале при сверхэффективной и чрезвы­чайно легко текущей деятельности у человека появляется чувство своего могущества: возможность преодолеть все препятствия, свернуть горы, ощущение окрыленности. В ингратуале же при очень трудно текущей деятельности у человека появляется чувство своего бессилия, ощущение подавленности.

Измененность статуса сознания **— измененность в виртуале характера функционирования сознания. В гратуале сфера деятельности человека расширяется — человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьша­ется — информация схватывается и перерабатывается с трудом. Находясь в гратуале, говорят о сознании сузив­шемся; мышление становится при этом вязким, внимание — рассеянным.

Измененность статуса телесности **— измененность в вирту- але статуса телесности: меняется ощущение собствен­ного тела и ощущение внешнего пространства. В гратуале тело человека становится легким и приятным, а про­странство, в котором человек действует, расширяется и переживается как привлекательное, аттрактивное. В ин- гратуале тело становится чужим, неподвластным, человек замыкается на каком-то отдельном фрагменте собствен­ного тела, а пространство, в котором он действует, становится вязким, тяжелым и переживается как не­привлекательное.

Ингратуал**— ощущение пребывания в виртуальной реальнос­ти более низкого уровня, чем константная реальность.

Интернет-зависимость — это навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозмож-

ность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы — «интернет-аддикция», «виртуальная аддик­ция», «нетаголизм», «киберадцикция».

Ковиртуальность** — пребывание в единой виртуальной ре­альности при взаимодействии людей друг с другом.

Константная реальность (КР)[1]— понятие, вводимое в сопоставле­нии с виртуальной реальностью. КР — привычная реальность, в которой происходит обычный, привычный ряд событий, пе­реживаемый человеком привычным образом.

Объективированность виртуала** — способ выражения своих виртуальных переживаний. О чем бы человек ни гово­рил — об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затемнении сознания и т.п. — он гово­рит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, че­му он оказывается подвластным.

Принцип матрешки** — возможность свертывания и разверты­вания виртуальных и константных реальностей друг в друга.

Принцип меланжевой нити** — постепенность замены одной соби другой собью в генезисе виртуального человека.

Психическое расстройство* — болезненное состояние с психо­патологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, пси­хологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья.

Синдром *отаку»* — описан в Японии. Синдром, при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погрузившись в виртуальную реальность, видеоигры и музыку стереофо­нических наушников, игнорируя при этом социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образо­вание и достижение полного развития личности.

Специфическое патологическое использование Интернета (СПИН) — это активация псевдосуществующих аддик- ций — гэмблинг или порнографические сайты. (Davis (1999).

Собь** — виртуальная реальность, посредством которой чело­век на разных этапах онтогенеза самоидентифицируется.

Субкультура* — субгруппа в пределах культуры, которая обла­дает отличающимися поведенческими, материальными

и/или идеологическими атрибутами, но не может сущес­твовать независимо от всего общества (например, этнические меньшинства, или кланы, профессиональные гильдии, религиозные секты).

Толерантность*** — снижение реакции на дозу «наркотика» (другого химического или нехимического вещества), встречающееся при длительном употреблении.

Феномен выполненности[2] — явление уверенности в выполнен­ности на самом деле не совершенной процедуры.

Феномен невыполненности** — явление уверенности в невы­полненное™ на самом деле совершенной процедуры.

Феномен неразличения** — явление уверенности в выполнении одной процедуры при совершении другой процедуры.

Эффект бинокля** — эффект восприятия фрагмента реальнос­ти как полноценной реальности.

Эффект гравитации ** — ощущение тяжести и неприятности нахождения в константной реальности после нахождения в гратуале.

 



[1] — термины взяты из: Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения: Лексикон психиатричес­ких и относящихся к психическому здоровью терминов (2-е изд.). Лексикон терминов, относящихся к алкоголю и другим психоактивным средствам. Лексикон кросс-куль- туральных терминов, относящихся к психическому здоровью/Пер. с англ.; Под общ. ред. В. Б. Позня- ка. -К.: Сфера, 2001. — 398 с.

[2] — Носов Н. А. Виртуальная псхология. — М.: Аграф, 2000. — 432 с.

Comments are closed.

Scroll To Top