Home » Тесты » Методика исследования активности мышления
Методика исследования активности мышления

Методика исследования активности мышления

Описание методики

Направленность методики. Данная методика базируется на таком понятии как активность мышления. По мнению автора этой разработ- ки, И.М.Лущихиной, активность мышления является такой характерис- тикой, которая показывает способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей, задач. Таким образом уровень разви- тия активности мышления отражает способность решать интеллек- туальные задачи, при этом во внимание берутся не интеллек- туальные способности, а скорее динамические характеристики осо- бенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость.

Под беглостью понимается способность человека решать интеллек- туальные задачи, используя метод перебора: то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеивания непра- вильных ответов, неподходящих вариантов решений. Под гибкостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя трансформацию абстрактных объектов (слов, образов) в операбельный вид, нахождение новых ассоциативных связей абстрак- тных объектов между собой. В зависимости от того, какие объекты перебираются трансформируются, ассоциируются — слова или образы — говорят о вербальных беглости и гибкости и об образных беглости и гибкости.

В соответствии с этим делением МИАМ (Методика исследования ак- тивности мышления) делится на четыре субтеста.

1-й субтест: вербальная беглость. Испытуемого просят за одну минуту написать как можно больше женских имен, начинающихся на «С» (второй вариант — мужские имена на «С»). Имена не должны дуб- лировать друг друга: например как «Саша» и «Саня». Можно ис- пользовать редкие и «заграничные» имена. Если экспериментатору какое-либо имя незнакомо — необходимо спросить испытуемого о происхождении этого имени. Нормой является 6-7 написанных имен. 2-й субтест: образная беглость. Испытуемому предъявляется на- бор из двенадцати окружностей (диаметром около 2 см.). Перед ним ставится задача за одну минуту дорисовать как можно к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоемами (другой вариант — с продуктами питания). Рисунок не должен распо- лагаться полностью внутри окружности — окружность должна яв- ляться составным элементом рисунка. Сразу после выполнения испы- туемым задания необходимо удостовериться, что все рисунки соот- ветствуют требованиям. Если экспериментатору непонятен смысл изображенного, то он спрашивает у испытуемого. Норма: 4 рисунка. 3-й субтест: вербальная гибкость. Испытуемому предъявляется на- бор из четырех букв: «Я П Т О» (другой вариант — «Д М И Р»). Пе- ред испытуемым стоит задача за одну минуту написать как можно больше предложений по следующим правилам:

- предложение состоит из четырех слов; — первое слово начинается на «Я», второе — на «П» и т.д.; — слова не должны повторяться; — предложение может быть бессмысленным, но слова должны меж- ду собой быть связанными (пример: «Яйцо полетело творить обструк- цию»). Норма: 4 предложения.

4-й субтест: образная гибкость. Испытуемому предлагается за од- ну минуту нарисовать как можно больше рисунков с использованием определенных элементов (см. стимульный материал). Данные элемен- ты (либо два крючка, либо «корона») могут быть изменены по разме- ру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз, но форма их меняться не должна. Еще одно требование: рисунок дол- жен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрак- тных линий, фигур. Сразу после выполнения задания эксперимента- тор должен уточнить возможные неясности: что изображено на рисун- ке испытуемого, где именно сокрыты задающие элементы. Норма: 4 рисунка.

Comments are closed.

Scroll To Top