Home » Тесты » Методы исследования мышления — Методика «Исключение понятий»
Методы исследования мышления — Методика «Исключение понятий»

Методы исследования мышления — Методика «Исключение понятий»

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Ход выполнения задания.

Преподаватель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Анализ результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:

  • высокий — при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
  • средний — при применении функционального уровня обобщения 1 (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
  • низкий — при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

Comments are closed.

Scroll To Top