Home » Тесты » Методы исследования мышления — Методика «Сложные аналогии»
Методы исследования мышления — Методика «Сложные аналогии»

Методы исследования мышления — Методика «Сложные аналогии»

Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: «На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты.

Материал:

Шифр

А. Овца — стадо. Б. Малина — ягода. В. Море — океан.

Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг – неприятель.

1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

2. Физика — наука А, Б, В, Г, Д, Е

3. Правильно — верно А, Б, В, Г, Д, Е

4. Грядка — огород А, Б, В, Г, Д, Е

5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

6. Слово — фраза А, Б, В, Г, Д, Е

7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

8. Свобода — воля А, Б, В, Г, Д, Е

9. Страна — город А, Б, В, Г, Д, Е

10. Похвала — брань А, Б, В, Г, Д, Е

11. Месть — поджог А, Б, В, Г, Д, Е

12. Десять — число А, Б, В, Г, Д, Е

13. Плакать — реветь А, Б, В, Г, Д, Е

14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

15. Покой — движение А, Б, В, Г, Д, Е

16. Смелость — геройство А, Б, В, Г, Д, Е

17. Прохлада — мороз А, Б, В, Г, Д, Е

18. Обман — недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

19. Пение — искусство А, Б, В, Г, Д, Е

20. Тумбочка — шкаф А, Б, В, Г, Д, Е

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В
Оценка:
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество правильных ответов 19 18 17 15-16 12-14 10-11 8-9 7 6

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость — скупость», «прохлада — мороз».

Comments are closed.

Scroll To Top