Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Первая стадия — стадия профессионального становления
Первая стадия — стадия профессионального становления

Первая стадия — стадия профессионального становления

Профессиональное становление молодого специалиста и об­ретение им профессиональной идентичности начинается с мо­мента обучения специальности в интернатуре (в Украине — 1 год) и является основной задачей этой стадии его профессио­нального развития. «Профессиональное взросление» у каждого молодого специалиста протекает индивидуально, но, как правило, занимает не менее 4-5 лет.

Психологическое состояние и статус молодого специалиста различные авторы определяют по-разному. R.A. Hogan (1964) считает, что для этого периода деятельности психиатра и психоте­рапевта характерна неуверенность-зависимость-автономия,

  1. W.Kaslow (1984, 1986) и И.Ю.Хамитова (2000) — возбужде­ние, тревога, активность, зависимость, вступление в самостоятель­ность и идентификация; C.M.Blount & D.Glenwick (1982) — адек­ватность-неадекватность и зависимость против автономии; C.Loganbill et al. (1983) — стагнация и замешательство; B.Gaoni & М.Neumann (1974), A.K.Hess (1980) и S.Yogev (1982) — уче­ник-подмастерье, определение ролей и приобретение и разви­тие навыков.

 

Этап обучения в интернатуре по специальности «психиат­рия» имеет свою специфику. Прежде всего, лечение психичес­ки больных включает не только медикаментозную терапию, но и психотерапию, реабилитационные программы и ряд соци­альных (а иногда и педагогических) мероприятий. Это требует от врача не только знаний, но и определенных личностных ха­рактеристик.

Анализ проведенных нами фокус-групп с врачами-интерна- ми позволил выявить мотивы выбора специальности «психиат­рия» и ряд психологических проблем, с которыми они сталки­ваются в период обучения в интернатуре (J1.H.Юрьева и соавт., 2002).

Ведущими мотивами выбора специальности «психиатрия» были следующие:

  • интерес к проблеме психических расстройств и желание лечить людей с этой патологией,
  • семейные профессиональные традиции;
  • возможность оказывать влияние на поведение людей, исполь­зуя фармакологические и психотерапевтические методы воз­действия;
  • желание решать научные проблемы психиатрии (чаще все­го раскрыть тайну шизофрении).

Обретение профессиональной идентичности, то есть профес­сионального самосознания, и определение своей профессиональ­ной роли являются важнейшими аспектами формирования лич­ности молодого психиатра. Как показал анализ фокус-групп, первые месяцы общения с психически больными практически у всех врачей-интернов были сопряжены с рядом эмоциональ­ных состояний. Прежде всего, большинство интернов отметили у себя диффузную тревогу, неуверенность в себе, чувство «не­прикаянности», потребность в супервизии. Некоторые интерны говорили даже о чувстве страха, который они испытывали, об­щаясь с пациентами в психозе, — пугала непредсказуемость и возможная агрессивность больных. Молодые специалисты ис­пытывали дефицит знаний и умений, не могли оценить резуль­таты своей терапевтической работы.

Однако небольшая часть врачей-интернов (около 15%) при общении с психически больными испытывали чувство «радос­ти», «возбуждения», «захватывающее чувство новизны». Они с нетерпением ожидали время курации пациентов, жили «в пред­вкушении чего-то нового, неведомого, необычного».

Самые главные вопросы этого периода профессионализации: «Что я конкретно должен делать?» и «В чем заключается моя работа?»

Период первичной профессионализации характеризуется также сильной психологической зависимостью молодого спе­циалиста от преподавателей и опытных врачей, играющих роль супервизоров. Часто зависимость выражена настолько сильно, что даже имитируются их манера разговора с пациентами и сотрудниками, стиль поведения в больнице и за ее стенами, ус­ваиваются их привычки (в том числе дурные) и т.п.

Кроме того, в этот период молодого специалиста постоянно одолевают сомнения в своих силах и умениях, а также посеща­ет страх выглядеть недостаточно успешным и знающим. Выра­жен «голод подтверждения» и одобрения и очень важна пози­тивная реакция окружающих. В период обучения в интернатуре и в первые годы работы в психиатрической клинике проявля­ется не только потребность в консультациях с коллегами, но и потребность «выговориться, сбросить аффект». Если в комнате находятся хотя бы два молодых психиатра, разговор тут же пе­реключается на обсуждение пациентов Причем доктора с лег­костью ставят психиатрические диагнозы пациентам и оцени­вают особенности поведения своих знакомых, используя психиатрический слэнг.

«Начинающий психиатр искренне любит психиатрию, счи­тает ее полноценной научной дисциплиной. Из-за недостатка жизненного и профессионального опыта и малого объема знаний усматривает психическую патологию там, где ее за­ведомо нет. Не понимает искусственности психиатричес­ких концепций. Поэтому в работе легко внушаем, может искренне «выявить» у вас психическую патологию» (В.Бу­ковский, С.Глузман, 2002).

Следует отметить, что диффузная тревога, характерная для первых месяцев общения с психиатрическими пациентами, по­степенно редуцируется и появляется к концу стадии первичной профессионализации лишь эпизодически во время кризисов. Отношения с пациентами также изменяются, так как врач ста­новится более естественным, зрелым, осознающим свой вклад в терапевтический процесс и уже не столь зависимым от стар­шего коллеги. Чрезмерные контроль и опека могут вызвать даже реакцию протеста.

Если в этот период у молодого врача появляются выражен­ные терапевтические или коммуникативные проблемы с паци­ентами, родственниками и коллегами, то у него могут возник­нуть собственные проблемы с развитием профессиональной идентичности и дальнейшим профессиональным ростом, что приводит к развитию кризиса профессиональной идентич­ности.

Если молодой специалист успешно преодолел первую ста­дию профессионализации, то он становится психологически са­мостоятельным специалистом с доминирующими потребностя­ми в самоутверждении, самореализации и профессиональном росте.

При отсутствии перспектив профессионального роста насту­пает нормативный кризис профессионального становления — кризис профессионального роста, который может завершить­ся переходом в другую организацию или изменением профес­сии. Аттестация врачей и присвоение им врачебной категории является очень важным психологическим фактором, купирую­щим кризис, повышающим самооценку и способствующим са­моутверждению молодого специалиста.

Comments are closed.

Scroll To Top