Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Причины, санкционирующие развитие синдрома выгорания
Причины, санкционирующие развитие синдрома выгорания

Причины, санкционирующие развитие синдрома выгорания

Анализ литературных данных и собственные исследования позволили выделить наиболее частые причины, способствующие формированию синдрома выгорания у лиц, работающих в сфере охраны психического здоровья, а также психологические меха­низмы защиты и наметить пути профилактики и коррекции профессиональной деформации (H.J.Freundenberger, 1974; E.W.McCranie, J.M.Brandsma, 1988; K.Kondo, 1991; S.Naisberg- Fenning et al., 1991; Mosher & Burti, 1994; В.Д.Вид, Е.И.Лозинс- кая,1998; В.И.Ковальчук, 2000; J1.H.Юрьева, 2001).

Причины, санкционирующие развитие синдрома выгорания

  1. Обусловленные взаимоотношениями в коллективе и ролевыми отношениями:

>      Длительная и жесткая ролевая деформация, признаками ко­торой в коллективе являются следующие поведенческие стра­тегии персонала: напряженность (выражающаяся в раздра­жительности, чрезмерной поглощенности мелочами, излишней пунктуальности, уходом от решения проблем в болезнь), низ­кий морально-этический уровень и уклонение от участия в коллективной деятельности.

>      Ролевой конфликт и ролевая неопределенность.

>      Директивный стиль общения и строгая иерархия отношений среди персонала.

>      Патерналистский подход к подчиненным, что влечет за со­бой подавление инициативы и возможности самореализа­ции на работе, а также снижение самооценки персонала.

>      Отсутствие стимулов для личностного и профессионально­го роста, рутинизация профессиональной деятельности.

>      Отсутствие чувства влияния на рабочую ситуацию или кон­троля над ней.

>      Социальная незащищенность персонала.

>      Функционирование организационной структуры в режиме аддиктивной системы. Такой режим работы возникает в том случае, когда руководитель является аддиктом (напри­мер, зависим от алкоголя или других психоактивных веществ, имеет сексуальные аддикции, является работоголиком).

  1.  Обусловленные особенностями работы с психичес­ки больными
    1.  Чаще всего синдрому выгорания подвержен персонал, рабо­тающий:

>      в хронических психиатрических и психогериатрических отделениях;

>          с недееспособными и невменяемыми пациентами;

>      с лицами, употребляющими психоактивные вещества и страдающими СПИДом;

>      в отделениях, где царит угнетающая казенная обстановка, зарешечены окна и ограждена территория отделения.

  1.  Неизбежное возникновение при общении персонала с боль­ными таких феноменов, как «перенос», «контрперенос», «со­противление», «негативная психотерапевтическая реакция», «отреагирование» и т.п., описанных еще 3.Фрейдом. Более того, достижение положительного терапевтического эффек­та возможно только при наличии и продуктивном развитии этих отношений.
  2.  Необходимость вести постоянное, ежеминутное наблюдение за большим количеством пациентов, среди которых есть со­циально опасные, агрессивные, склонные к суицидальным и импульсивным действиям больные.
  3.  Постоянная, чаще всего бессознательная тревога по поводу своей физической безопасности.
  4.  Обусловленные терапевтической идеологией и культуральными особенностями

>      Степень выраженности синдрома выгорания коррелирует с лечебной идеологией: он менее выражен у психотерапевти­чески и социально ориентированных психиатров и более выражен у биологически ориентированных специалистов.

>      Степень выраженности синдрома выгорания зависит от куль­туральных особенностей, к которым относится весьма об­ширный перечень психологических, социально-экономичес­ких, социологических, философских и пр. категорий. Например, положение как психиатра, так и больного в обществе (эко­номическое, социальное), преобладание патерналистской или партнерской культуры во взаимоотношении «общество- врач-больной», особенноси правового регулирования оказа­ния психиатрической помощи и т.п.

  1.  Личностные особенности специалиста
  • >      Эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализирован- ность, интровертированность, фанатичность.
  • >      Невротическая тревога.
  • >      Низкая фрустрационная толерантность.
  • >      Реакция на стресс по типу А: ситуация разрешается агрес­сивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой.
  • >      Работоголизм.
  • >      Тенденция к особой чувствительности к проблемам.
  • >      Низкий уровень самооценки и экстернальный локус конт­роля.
  • >      Гибкость. Люди, обладающие этой чертой характера, тяже­лее переносят стресс, связанный с ролевыми конфликтами, чем ригидные. Гибким людям трудно устанавливать грани­цы и отвечать отказом на дополнительные требования.
  • >      Отрицательная корреляция с приобретенной в результате профессионального опыта изобретательностью.
  • >      Через 25 лет после поступления в медицинские учебные заведения степень выраженности синдрома выгорания была достоверно выше у тех врачей, у которых при тестировании опросником MMPI еще до поступления в медицинский ин­ститут было выявлено снижение самооценки, чувство неадек­ватности, дисфории или навязчивой тревоги, пассивности, социальной тревоги и замкнутости.
  1.  Особенности образования

Образование в медицинских вузах нацелено на теорию и практику медицины. Студентов и врачей учат тому, как помочь больному и практически не говорят о влиянии профессии на самого врача, не учат его, как распознать у себя симптомы выго­рания и как предотвратить их.

Comments are closed.

Scroll To Top