Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

«Если мы вас лечим, мы помогаем вам сейчас. Если мы вас учим — мы помога­ем вам всю жизнь».

Правило ВОЗ

Вопросы профилактики Интернет-зависимости в настоя­щее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилак­тики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопус­тимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения ком­пьютерных аддиктов.

В большинстве случаев людей, которые больны «компью­терной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эф­фективными.

Недостаточная эффективность профилактических и кор­рекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расцени­вают признаки, характеризующие риск развития компьютер­ной зависимости, как предболезненное состояние и обращают­ся к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.

Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учи­теля не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических ме­рах, направленных на ее предотвращение.

Специалисты рекомендуют родителям использовать следу­ющие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, что­бы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну

 

играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не дол­жен играть по три-четыре часа.

  1.  Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать ра­ботать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьюте­ром два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
  2.  Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в сво­бодное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
  3.  Использовать компьютер как элемент эффективного вос­питания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
  4.  Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раз­дражительности, агрессивности, специфических страхов.
  5.  Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочте­ние развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
  6.  В случаях, если родители самостоятельно не могут спра­виться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает осо­бенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваи­вать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первич­ную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров отно­сится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и пред­ставляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, администра­тивно-законодательные мероприятия.

Первичная профилактика направлена на улучшение психи­ческой адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависи­мости и возможными ее последствиями.

Так, с учетом полученных данных о факторах риска развития данного расстройства и характеристики респондентов в начале формирования компьютерной зависимости нами были выделе­ны следующие технологии первичной профилактической работы (табл. 7.1).

Таблица 7.1. Технологии первичной профилактики компьютерной зависимости

Технологии Характеристи ка

Информационные

— публикации;

— телефон доверия;

— психологическая служба;

— социальная поддержка;

Образовательные

— просветительские программы;

— программы обучения родителей;

—программы обучения педагогов, психологов, социальных работни­ков;

—программы обучения работников компьютерных клубов;

—обучающие программы для уча­щихся школ, лицеев и колледжей;

Занятости

— клубная работа;

— дополнительное обучение;

— временное трудоустройство;

Коррекции семейных отношений

—формирование взаимоотноше­ний, способствующих полноцен­ному воспитанию ребенка;

—общие интересы всех членов семьи, эмоциональная поддер­жка, психологическая защита;

Религиозные

— культура религиозных чувств, осознание высшей духовной и мо­ральной силы

 

Целью информационных мероприятий является заполне­ние информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике ком­пьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции под­ростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрес­совых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механиз­мов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тре­нинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включа­ют формирование и развитие навыков работы над собой.

В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интерне­та или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев. Главная цель последней — научить роди­телей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной под­держке. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных ра­ботников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и пра­вил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером. Следует сделать акцент на первых признаках за­висимого поведения от компьютера (К. S. Young, 1998) [66,78]:

  1.  Навязчивое желание деятельности за компьютером.
  2.  Постоянное ожидание следующей работы за компьюте­ром.
  3.  Жалобы окружающих на то, что человек проводит слиш­ком много времени за компьютером.
  4.  Жалобы окружающих на то, что человек расходует слиш­ком много денег на Интернет, на работу компьютера.

Учебные программы для учеников школ, лицеев, технику­мов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компью­теров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учеб­ную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.

 

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа — спортивные секции, художественные кружки, допол­нительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодо­го человека поможет найти свое предназначение в жизни.

Большое значение имеют семейные технологии. Формиро­вание гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самос­тоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на от­ход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противосто­яния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отно­шений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их пове­дения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Отмеченные профилактические технологии были примене­ны по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего форми­рования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались воп­росы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особеннос­тей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес- тического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компью­терной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения.

Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предло­жили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности прове­дения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотера­певту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.

Comments are closed.

Scroll To Top