Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » Психологические характеристики пациентов с компьютерной зависимостью
Психологические характеристики пациентов с компьютерной зависимостью

Психологические характеристики пациентов с компьютерной зависимостью

Учитывая тот факт, что аддиктивное поведение представля­ет собой сложный феномен, в происхождении которого играют роль не только клинические и социальные факторы, нами были изучены психологические особенности данной категории па­циентов.

Как показали исследования интеллектуальной деятельнос­ти лиц с компьютерной зависимостью, их уровень обобщений и исключений достаточный. Выполняя задание «исключения предметов», 28 (74%) пациентов объединяли в группы предме­ты по родовому понятию, исключая один, который не принадлежит к данному родовому понятию. Предъявленные задания были выполнены верно. При классификации предме­тов для пациентов было характерным использование анализа и синтеза для распределения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на такие, которые их отличают. При определении понятий называли признаки и выделяли тот, в ко­тором были родовое и видовое отличия, что свидетельствовало о достаточном уровне обобщения в пределах возрастной нор­мы. Усвоив инструкцию к методике «простые аналогии», пациенты без затруднений справились с заданием, легко выде­ляли пары слов по аналогии. 28 (74%) обследуемых верно объясняли переносный смысл предложенных им метафор и по­словиц. У обследованных было хорошо развито абстрактно­логическое мышление.

Пациенты быстро находили числа по таблицам Шульте, ка­чество работы улучшалось до конца выполнения заданий, что свидетельствует о хорошей концентрации внимания. Проявля­ли заинтересованность заданиями игрового плана.

Во время исследования наблюдалась изменчивость парамет­ров психической деятельности в зависимости от направленности интересов и уровня мотиваций. При представ­лении материала учебного характера отмечался низкий уровень притязаний и низкая самооценка, а также быстрое насыщение. При нейтральном содержании заданий, особенно представлен­ных в игровой форме, наоборот, отмечались завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка пациентов. По­лученные результаты свидетельствуют об алогичности, противоречивости выбора линии поведения подростком в сложной ситуации.

Нужно отметить психологические особенности 6 (16%) па­циентов с органическим поражением головного мозга. При классификации предметов они самостоятельно выделяли один признак, при переходе на другой принцип работы была выявлена выраженная психическая инертность, они опять на­чинали раскладывать материал по одному признаку, несмотря на оказанную помощь. При изменении принципа работы на аналогичное задание 4(11%) больных нуждались в посторон­ней помощи, словесные формулировки были затруднены. При выполнении задания «простые аналогии» пациенты чувство­вали затруднение при выделении признаков подобия, в выделении главного и второстепенного. Респонденты верно объясняли смысл предложенных им метафор и пословиц. Объясняя переносный смысл пословиц и поговорок, эти па­циенты посредством вспомогательных вопросов могли воспроизвести ситуацию, аналогичную той, которая содер­жится в пословице, и не могли дать объяснения пословицам в обобщенном виде. Ближе к концу обследования для них было характерным снижение производительной интеллектуальной деятельности. У 1 ребенка появлялась головная боль, внима­ние рассеивалось. Определялся инфантильный характер интересов, стремление лишиться трудоёмких заданий. Дея­тельность и поведение во время исследования отличаются непродуманностью, слабой осознанностью отдельных действий и поступков. В процессе обследования у лиц с череп­но-мозговыми травмами в анамнезе определялось быстрое истощение психической деятельности. Внимание концентри­руемое, переключаемое, но способное к пресыщению. Испытуемые легко теряют цель, интерес, отвлекаются. При выполнении заданий по таблицам Шульте результаты в конце ухудшаются, хоть объективно задание выполнять становится легче, что свидетельствует о повышенной истощаемости, отмечаются колебания внимания.

 

Психологические особенности имели и 4 (11 %) пациента со сниженным интеллектуальным показателем (IQ) в пределах легкой умственной отсталости (IQ= 60-69).

Уровень обобщений и исключений предметов у них недос­таточен. При выполнении задания «исключения предметов» дети и подростки данной группы не могли справиться с пред­оставленными вариантами заданий.

Классификация предметов, задание «простые аналогии» вызывали затруднение. Пациенты данной группы не могли объяснить переносный смысл пословиц и поговорок в связи со снижением абстрактного мышления, а также не использовали процессы анализа и синтеза при выполнении заданий.

Таким образом, в результате когнитивного дефицита на пер­вом месте находятся навыки конкретного характера, особенно связанные с интересами пациента.

Темп сенсомоторных реакций замедлен, пациенты тратят более минуты на каждую таблицу Шульте. Внимание концен­трируемое, отвлекаемое у всех лиц этой группы, имеет игровую направленность.

При исследовании личностных акцентуаций с помощью теста Шмишека было выявлено доминирование гипертимно- возбудимого типа в 32% (12 лиц). Гипертимный вариант имели 10 (26%) пациентов. Также были выделены следующие типы личностных акцентуаций: возбудимый — 5 (13%) чел., застре­вающий — 3 (8%) чел., эмотивный — 1 (3%) человек, циклотимный — 3 (8%) человека. У 4(10%) пациентов был вы­явлен неопределенный тип акцентуации. Эти данные отображены на рис. 5.7.

К делинквентности склонны 15 (40%) респондентов. Выра­женная реакция эмансипации была в 11 (29%) случаях, среднюю конформность имели 6(16%) человек.

При изучении психологических особенностей пациентов с компьютерной зависимостью мы обращали внимание на разви­тие мышления. Логическое, последовательное мышление было выявлено в большинстве случаев (25 лиц — 66%). Тугоподвиж­ное, инертное мышление отмечалось у 6 (16%) лиц; логическое, с элементами конкретизации и резонерства — у 5 (13%) боль­ных. Пациент с острым полиморфным расстройством имел амбивалентное, парадоксальное мышление, и 1 респондент с депрессивным синдромом — медленное, конкретно-образное.

Следует отметить, что все подростки быгли более активны в игровой деятельности и пассивны во время выполнения учеб­ный заданий. Отмечалась слабость эмоционального реагиро­вания на негативную оценку, недовольство собой и своим соци­альным положением.

В межличностный отношениях (тест Л ири) у пациентов про­является склонность к независимости, агрессивности и стремлению обвинять других в своих проблемах и неудачах, так как и в группе риска (17,3% и 17,9% соответственно) (р>0,05). Кроме того, в своих характеристиках «идеального» человека па­циенты с компьютерной зависимостью отмечают такие черты как самостоятельность (12,5% в группе аддиктов и 3,2% в груп­пе риска), значимость (18,4% и 8,9% соответственно), дружелюбие (18,4% и 18,0% соответственно).

При анализе самооценки аддиктов было выявлено, что адек­ватная самооценка была лишь у 6 (15%) больных. В других случаях, пациенты имели завышенную или заниженную оцен­ку своих возможностей — 12 (32%) и 16 (42%) соответственно. Необъективную характеристику продемонстрировали 4 (11%) человека.

В данном исследовании был проведен анализ увлечений па­циентов. Нужно отметить, что азартные увлечения, которые связаны с посещениями компьютерных клубов, являются веду­щими у всех исследуемый. Интеллектуально-эстетичные увлечения (посещение кино, театров, дискотек, просмотр лю­бимых телепрограмм, изобретательство и рационализаторство) и накопительные увлечения (например, коллекционирование вкладышей от жевательных резинок и календариков) были вы­явлены в единичных случаях. Наши пациенты не демонстрировали также увлечения спортом с целью укрепить силу или выносливость. Информативно-коммуникативное хобби сохранялись только в рамках компьютерной темы.

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью

Таким образом, почти все пациенты (34 лиц — 89%) имели достаточный уровень обобщений, исключений, хорошо разви­тое абстрактно-логическое мышление. Преобладали гипертимный и возбудимый типы личностных акцентуаций. Отсутствуют педантичный и тревожный типы личностных акцентуаций (р<0,05). Характерна эмоциональная неустойчи­вость, концентрируемое внимание. Следует подчеркнуть, что в личностной сфере преобладает нестабильность уровня требо­ваний и самооценки, недостаточная подвижность психических процессов, с доминированием игровых мотивов над другими. Самооценка аддиктов в большинстве случаев неадекватная (завышенная или заниженная) по шкалам «счастье», «здо­ровье», «удовлетворенность собой». В межличностных отношениях имеет место склонность к независимости, агрес­сивности и стремлению обвинять других в своих проблемах и неудачах, так же как и в группе риска (р>0,05). К делинквентно­му поведению склонны 15 (40%) пациентов, в 29% (11 лиц) случаев с выраженной реакцией эмансипации. Большая часть аддикций разворачивается на фоне девиаций поведения, кото­рые, в свою очередь, рассматриваются рядом авторов как разновидность аддиктивных расстройств. Все пациенты имели только азартные увлечения, связанные с посещением компью­терных клубов и игрой на компьютере (р<0,05).

Comments are closed.

Scroll To Top