Home » Туберкулёз » Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания
Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания

Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания

Большую практическую значимость для современной фтизиатрии приобретает разработка биопсихосоциальной модели забо левания, что предполагает глубокое изучение психологической и социальной составляющей заболевания как существенных фак торов оптимизации терапии, повышения эффективности проводимых реабилитационных мероприятий. Проблема психологиче ских причин и факторов, связанных с возникновением туберкулёзного процесса у детей и подростков, разработана во фтизиат рии недостаточно.

Проведено психодиагностическое обследование 90 пациентов детских противотуберкулёзных учреждений г. Москвы Установлено, что больным туберкулёзом органов дыхания детям и подросткам свойственны личностные характеристики, отли­чающие их от соматически здоровых сверстников: совестливость, ответственность, добросовестность, исполнительность, осо­знанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, склонность к морализированию, тревожность, раздражитель­ность, инфантильность, низкая толерантность по отношению к фрустрациям, зависимость, чувствительность, потребность в под­держке. Выявленные психологические особенности усиливают патогенность стрессорных воздействий, приводят к напряжении: адаптационных механизмов и могут способствовать развитию заболевания. В системе комплексной реабилитации детей и под­ростков, больных туберкулёзом органов дыхания, необходима разработка психокоррекционных мероприятий, направленных на расширение поведенческих диапазонов, формирование навыков саморегуляции у данных пациентов, что будет способствовать повышению эффективности их психоэмоциональной адаптации и профилактике рецидивов основного заболевания.

Для повышения качества противотуберку­лёзной работы среди детей и подростков спе­циалистами признаётся необходимость сочета­ния лечебно-диагностических мероприятий с психокоррекционной и воспитательной рабо­той, обеспечивающих интеграцию медицинско­го, психологического и социального аспектов лечения [2, 5].

К ведущим факторам риска развития тубер­кулёза у детей и подростков традиционно отно­сят эпидемические, медико-биологические, а также социальные факторы [1,7]. Подчёркивает­ся значение неблагоприятных социально-быто­вых условий проживания, создающих трудности в плане своевременной диагностики заболева­ния и снижающих эффективность проводимого лечения [6]. Также в качестве существенного фактора развития туберкулёза рассматривается срыв систем адаптации, начинающийся с нару­шений на психическом уровне и приводящий к резкому снижению устойчивости организма, осо­бенно в критические возрастные периоды [4]. Однако вопрос о психологических особенностях детей различного возраста, заболевших туберку­лёзом органов дыхания или находящихся в груп­пе риска по заболеванию, не разработан во фти­зиатрии в достаточной мере.

Цель исследования — изучение личностных особенностей детей и подростков, больных тубер­кулёзом органов дыхания.

Материалы и методы

Основную группу (ОГ) составили 90 детей и подростков в возрасте 8-16 лет (средний возраст

12,2   ± 2,8 года), больных туберкулёзом органов дыхания, из них 47 (52%) девочек и 43 (48%) мальчика. Обследовали 50 (56%) детей 8-12 лет, 40 (44%) подростков 13-16 лет. Туберкулёз внутригрудных узлов был диагностирован у 25 (27,8%) больных, инфильтративный туберку­лёз — у 18 (20%), очаговый туберкулёз — у 17 (18,9%), первичный туберкулёзный ком­плекс — у 8 (8,8%), экссудативный плеврит — у 4 (4,4%), фиброзно-кавернозный и диссемини­рованный туберкулёз — по 2 (2,2%) соответ­ственно. В ОГ включены также 14 (15,6%) пациентов из группы риска с гиперергической реакцией на туберкулин.

В группу сравнения (ГС) включили 90 (50%) соматически здоровых детей и подростков (средний возраст 11,9 ± 2,7 года) — 48 (53%) де­вочек и 42 (47%) мальчика, учащихся средней общеобразовательной школы г. Москвы. Обсле­довали 51 (57%) ребёнка 8-12 лет, 39 (43%) под­ростков 13-16 лет.

Основные личностные особенности изучали с помощью многофакторного опросника Р. Кеттел- ла в модификации для детей и подростков [3].

данная методика направлена на диагностику наиболее существенных поведенческих и психи­ческих проявлений, относительно не зависимых от мотивационных факторов и внешней ситуа­ции. Также определяли особенности социальной приспособленности, сферы межличностных от­ношений у детей 8-12 лет с помощью проектив­ной методики Рене Жиля.

Анализ полученных данных проводили с помощью стандартных статистических программ. Значимость межгрупповых различий оценивали по /-критерию Стьюдента, достоверность каче­ственных межгрупповых различий оценивали по критерию Фишера.

Результаты и обсуждение

В ходе сравнительного анализа полученных с помощью опросника Р. Кеттелла данных, у детей 8-12 лет в ОГ и ГС выявлены статистиче­ски значимые различия по факторам «норма­тивность поведения», «эмоциональная устойчи­вость», «интеллект» (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1

Выраженность личностных особенностей у больных туберкулёзом органов дыхания и здоровых детей 8-12 лет по шкалам опросника Р. Кеттелла

Факторы

Среднее значение по ОГ (и = 50)

Среднее значение по КГ (и = 51)

/-критерий

Стьюдента

Фактор В «интеллект»

5,37 ±2,31**

6,82 ±1,91

3,05

Фактор С «эмоциональная устойчивость»

4,60 ±1,91*

5,56 ±1,95

2,23

Фактор G «нормативность поведения»

6,03 ±1,81*

5,16 ±1,93

2,11

Примечание: здесь и далее * — межгрупповые различия с уровнем значимости р< 0, 05; ** — межгрупповые различия с уровнем значимости р < 0, 01;

*** — межгрупповые различия с уровнем значимости/? < 0, 001.


 

 

 

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей ОГ, в отличие от соматически здоровых сверстников, в большей мере выраже­ны совестливость, ответственность, добросовест­ность, исполнительность, осознанное соблюде­ние общепринятых моральных правил и норм, склонность к морализированию (фактор G — «нормативность поведения»). Сравнительный анализ распределения полученных значений показал, что в ОГ достоверно чаще встречаются высокие значения по данному фактору, реже — низкие значения, свойственные детям, пренеб­регающим своими обязанностями, гибким по отношению к социальным нормам, свободным от их влияния и конфликтующим с родителями и учителями (табл. 2).

 

 

 

Таблица 2

Распределение больных туберкулёзом лёгких и соматически здоровых детей 8-12 лет по показателям факторов В, С, G опросника Р. Кеттелла

Показатели

Кол-во по ОГ (%) (п = 50)

Кол-во по КГ (%) (п = 51)

ф-критерий Фишера

Высокие значения фактора В

40**

82,2

4,00

Низкие значения фактора В

42,9**

ИЛ

3,33

Высокие значения фактора С

22,9*

42,2

1,84

Низкие значения фактора С

40

28,9

1,03

Высокие значения фактора G

65,7**

40

2,31

Низкие значения фактора G

17,1*

35,6

1,89

 

 

 

 

У детей 8-12 лет, больных туберкулёзом органов дыхания, более выражены неуверен­ность в себе, неустойчивость настроения, тре­вожность, раздражительность, трудности в при­способлении к новым условиям, низкая толе­рантность по отношению к фрустрациям, о чём свидетельствуют достоверные различия в пока­зателях по фактору С — «эмоциональная устой­чивость» (табл. 1). Сравнительный анализ рас­пределения полученных значений показывает, что в ОГ достоверно реже встречаются высокие значения по данному фактору, свойственные эмоционально стабильным, спокойным и уве­ренным в себе детям (табл. 2).

По сравнению с соматически здоровыми сверстниками детям ОГ в целом более свойствен­ны конформность и инфантильность на фоне сниженного уровня развития интеллектуальных качеств, меньшего объёма знаний, менее эффек­тивного их усвоения (фактор В — «интеллект»). Оценки у нижнего полюса фактора В чаще выяв­ляются у обследованных ОГ. Оценки у высокого полюса, отличающие активных, склонных к доминированию, с развитым абстрактным мыш­лением испытуемых, обнаруживаются в ОГ сравнительно реже (табл. 2).

Анализ особенностей восприятия внутрисе­мейных отношений (методика Рене Жиля) поз­волил установить, что для детей, больных тубер­кулёзом органов дыхания, более значимыми по сравнению с детьми ГС являются взаимоотно­шения с матерью (табл. 3). Доминирование кате­гории «мать» выявлено у 35,3% детей ОГ, в ГС — у 15,6% (р< 0,05).

 

 

 

Таблица 3

Показатели особенностей межличностного взаимодействия у больных туберкулёзом органов дыхания и соматически здоровых детей 8-12 лет по методике Рене Жиля

Категории

Среднее значение по ОГ (Л = 50)

Среднее значение по КГ (и = 51)

/-критерий

Стьюдента

«мать»

45,2 ±17,82*

34,7 ±19,49

2,5

«друг, подруга»

15,7 ±16,21*

26,6 ±24,08

2,43

 

 

 

 

В сфере межличностных отношений менее значимыми для детей ОГ по сравнению с сома­тически здоровыми являются отношения со сверстниками (табл. 3). Высокие значения по категории «друг, подруга» имеют лишь 2,9% де­тей ОГ и 20% детей ГС (р < 0,01). В социальном взаимодействии соматически здоровые дети более склонны занимать лидерские позиции, доминировать (ОГ — 2,9%; ГС — 20%; р < 0,01), а также проявлять конфликтность и агрессив­ность в поведении (ОГ — 5,8%; ГС — 17,8%; р < 0,05) по сравнению с детьми, больными ту­беркулёзом органов дыхания.

При сравнении личностных особенностей подростков 13-16 лет в ОГ и ГС выявлены разли­чия по фактору I («суровость — чувствитель­ность»), что свидетельствует о более выражен­ной сензитивности, впечатлительности, а также зависимости от других, потребности в поддержке у подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, по сравнению с соматически здоровы­ми (ОГ — 6,25; ГС — 5,23; р < 0,05).

Анализ полученных данных по детским и под­ростковым группам позволил выявить наличие как общих, так и специфических особенностей лич­ностного развития в ОГ и ГС. Так, подростки по сравнению с детьми как в ОГ, так и в ГС становятся более эмоционально стабильными (фактор С), уравновешенными (фактор D), уверенными в себе и оптимистичными (фактор О), устойчивыми к фрустрациям (фактор Q4), настойчивыми и неза­висимыми (фактор Е), смелыми и непринуждён­ными в социальных контактах, в частности со взрослыми (фактор Н), что обусловлено общими закономерностями формирования личности в онтогенезе (табл. 4, 5).

 

 

 

Таблица 4

Выраженность личностных особенностей у детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания,

по шкалам опросника Р. Кеттелла

Факторы

Среднее значение по группе детей (п = 50)

Среднее значение по группе подростков (п = 40)

/-критерий

Стьюдента

Фактор А «сердечность»

5,46 ±1,96

6,39 ±2,15

1,79

Фактор С «эмоциональная устойчивость»

4,6 ±1,91

6,42 ±1,9***

3,99

Фактор D «уравновешенность»

5,66 ±2,35

6,42 ±4,09**

2,88

Фактор Е «настойчивость»

4,57 ± 2,00

6,06 ± 1,87**

3,21

Фактор Н «смелость»

5,14 ±2,3

6,21 ±2,1*

2,03

Фактор I «суровость — чувствительность»

6,23 ± 1,66

6,25 ±2,43

0,04

Фактор О «склонность к опасениям»

6,4 ±1,67

4,45 ± 1,52***

5,1

Фактор Q4 «фрустрированность»

5,74 ±1,95

4,39 ±2,00**

2,85

 

 

 

 

Выявлены и специфические различия лич­ностных особенностей детско-подростковых подгрупп ОГ и ГС по факторам А («сердеч­ность») и I («суровость — чувствительность»). Соматически здоровые подростки по сравнению с детьми этой же подгруппы становятся более открытыми, доброжелательными, участливыми и готовыми к сотрудничеству, приобретают такие личностные черты, как практичность, реа­листичность, независимость, что отражает повы­шение их социальной приспособленности в целом (табл. 5). Возрастная динамика по указан­ным факторам в ОГ не обнаруживает статисти­чески значимых различий, т. е. для подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, в той же степени, что и для детей более младшего воз­раста, характерны обособленность, обидчивость, упрямство и негативизм (фактор А). Также болеющие подростки остаются зависимыми, чувствительными, подверженными влияниям внешней среды, нуждающимися в поддержке (фактор I) (табл. 4).

 

 

 

Таблица 5

Выраженность личностных особенностей у соматически здоровых детей и подростков

по шкалам опросника Р. Кеттелла

Факторы

Среднее значение по группе детей (п = 51)

Среднее значение по группе подростков (п = 39)

/-критерий

Стьюдента

Фактор А «сердечность»

5,51 ±2,17

6,53 ± 1,72*

2,4

Фактор С «эмоциональная устойчивость»

5,56 ±1,95

6,8 ±2,19**

2,76

Фактор D «уравновешенность»

5,47 ±2, И

4,1 ±2,47**

2,73

Фактор Е «настойчивость»

4,87 ±2,14

6,28 ±2,51**

2,77

Фактор Н «смелость»

5,11 ±1,9

6,38 ± 2,48*

2,62

Фактор I «суровость — чувствительность»

6,02 ±1,83

5,23 ± 2,4*

2,11

Фактор О «склонность к опасениям»

6,07 ±1,95

4,85 ±2,35*

2,58

Фактор Q4 «фрустрированность»

5,51 ±2,21

4,2 ± 2,84*

2,35

 

 

 

 

Таким образом, задача изучения специфиче­ских особенностей личности детей — пациентов фтизиатрического профиля требует расширен­ных психологических исследований, направлен­ных на уточнение роли нарушенных элементов их системы отношений в развитии заболевания. Анализ психогенных влияний, выявление психо­логических источников заболевания, которые определяют патогенные эмоциональные реакции детей, сможет обеспечить выбор наиболее эф­фективных психокоррекционных воздействий и «психотерапевтических мишеней» в работе с данной нозологической группой.

Выводы

  1.  Больные туберкулёзом органов дыхания дети и подростки отличаются от соматически здоровых сверстников следующими психоэмо­циональными характеристиками: эмоциональ­ной неустойчивостью, сензитивностью, инфан­тильностью и конформностью, а также более выраженным нормативным поведением.
  2.  Выявленные психологические особенно­сти ведут к формированию неблагоприятных типов реагирования на жизненные ситуации, возникновению пролонгированного эмоцио­нального напряжения, обусловливающего сни­жение адаптационных возможностей детей и подростков.
  3.  Для помощи детям и подросткам, боль­ным туберкулёзом органов дыхания, необходи­ма разработка системы комплексной психологи­ческой реабилитации, сочетающей медикамен­тозную терапию с коррекционными мероприя­тиями, направленными на формирование навы­ков саморегуляции, расширение поведенческих диапазонов у данных пациентов.

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

Баранова Галина Викторовна

Центральный НИИ туберкулёза РАМН,

старший научный сотрудник группы по изучению

психологических проблем туберкулёза.

107546, Москва, Яузская аллея, д. 2.

Comments are closed.

Scroll To Top