Home » Тесты » Шкала диссоциации
Шкала диссоциации

Шкала диссоциации

Взгляды на роль диссоциативных симптомов в психических расстройствах драматически изменились за последние десятилетия. Ранее считалось, что диссоциативные расстройства встречаются довольно редко, и в картине других психических расстройств диссоциации много внимания не уделялось. Однако последние исследования, проведенные за рубежом (Bliss E.L.Jeppsen Е.А., 1985; Graves S.M., 1989; Ross С. A., 1991; Ross С. А. и др., 1991), показали относительно высокий уровень распространенности расстройства множественной личности(Multiple Personality Disorder— MPD, или, в соответствии с номенклатурой DSM-IV, Dissociative Identity Disorder—DID) среди клинической популяции, уровень которой варьируется, у разных авторов, от 2,4 % до 11,3 %. Кроме того, у пациентов с ПТСР, а также перенесших в детстве сексуальное или физическое насилие, обнаружен высокий уровень выраженности диссоциативных симптомов. Результаты этих исследований указывают на то, что диссоциация, видимо, занимает важное место в клинической картине расстройства у большого числа психиатрических пациентов.

Шкала диссоциации (ШД) (Dissociative Experience Scale — DES) была сконструирована как инструмент для работы в клинике, который мог бы помочь определить пациентов с диссоциативной симптоматикой, а также как исследовательский инструмент, дающий возможность оценки выраженности диссоциативных состояний и переживаний (Bernstain Е. М., Putnam F. W., 1986).

ШД представляет собой краткий опросник, состоящий из 28 вопросов, в котором испытуемого просят оценить как часто в повседневной жизни он переживает то или иное диссоциативное состояние.

Шкала разрабатывалась для измерения диссоциации как постоянной черты (trait) в противоположность ситуативной. Этот опросник предназначен для надежной, валидной и удобной количественной оценки диссоциативных переживаний. Предполагалось, что ШД будет использована как для определения вклада диссоциации в клиническую картину различных психиатрических расстройств, так и для скрининговой оценки диссоциативных расстройств (или расстройств, значимой составляющей которых является диссоциация, например таких, как ПТСР).

Методика широко используется и для оценки диссоциативных феноменов на неклинической (нормальной) популяции, но обычно респонденты из «нормальной» популяции располагаются на довольно узком интервале низких значений ШД, то небольшие различия между значениями шкалы «нормальных» респондентов могут оказаться статистически незначимыми.

Вместе с тем есть ограничения: возраст респондента не должен быть менее 18 лет.

Наконец, ШД не создавалась как диагностический инструмент, поэтому высокие оценки не должны быть истолкованы как признак диагноза диссоциативных расстройств. Исследователи или клиницисты, желающие работать с диагностическим инструментом, должны обратиться к диагностическому интервью для диссоциативных расстройств (Steinberg М., 1993; Агарков В. А., Тарабрина Н. В., 1999).

Вопросы ШД были построены на основании, во-первых, интервью с пациентами, расстройство которых соответствовало диагнозу диссоциативного расстройства в соответствии с номенклатурой DSM-III, и, во-вторых, консультаций с экспертами в области диагностики и лечения диссоциативных расстройств. Вопросы ШД касаются переживаний, которые обычно относятся к категориям амнезии, деперсонализации, дереализации, абсорбции и погруженности в свое воображение. Из формулировок вопросов были исключены описания переживаний диссоциации настроения или импульсов из тех соображений, чтобы не происходило путаницы с признаками аффективных расстройств. Другими словами, предпочтительно было не включать в шкалу вопросы, относящиеся к быстрым сменам настроения или чередованию импульсов, так как в случае диагноза аффективного расстройства респондент имел бы высокий балл ШД благодаря высоким оценкам по этим вопросам. Для данной методики был использован способ самоотчета. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы они были поняты возможно большим числом респондентов, а также, по возможности, было исключено вовлечение социальной нежелательности в процессе тестирования (Анастази А., 1982).

В процессе разработки и валидизации шкалы авторы руководствовались двумя основными положениями. Первое состоит в том, что количество и частота переживаний и симптомов, являющихся атрибутами диссоциации, лежат на некотором континууме. То есть здоровые люди имеют крайне незначительно отличающиеся типы диссоциативных переживаний и эти переживания должны быть довольно редки. Тогда как диссоциативные состояния, которые испытывают субъекты, отнесенные к другому полюсу континуума, более разнообразны, а их частота выше.

Согласно второму положению, распределение диссоциативных переживаний будет отличаться от нормального гауссового распределения, его пик будет смещен в сторону низкой частоты переживания диссоциативных состояний.

В первом варианте ШД авторы использовали аналоговую стомиллиметровую шкалу, на которой респондент отмечал степень соответствия утверждения своим состояниям. В последней версии введена шкала ответов от 0 % до 100 %, где 0 % означает: «Подобное со мной никогда не происходит», а 100 % — «Со мной это происходит постоянно». Общий балл ШД подсчитывается как среднее арифметическое по всем 28 пунктам. Однако в некоторых работах, в которых исследователи использовали первый вариант ШД с аналоговой шкалой (см., например, Frueh В. и др., 1996), была обнаружена значимая корреляционная связь между коэффициентом интеллекта и общим баллом ШД. Позже авторы (Bernstein-Carlson Е. М., Putnam F. W., 1993) заменили аналоговую шкалу на шкалу интервалов, что позволило избежать этого эффекта.

Шкала представляет собой опросник самоотчета. В инструкции респондента просят оценить частоту переживания им того или иного диссоциативного феномена, когда он не находился в состоянии интоксикации психоактивными веществами (наркотики, алкоголь). В том случае, когда респонденту по тем или иным причинам трудно читать, допускается чтение инструкции и вопросов вслух исследователем или клиницистом, который затем помогает респонденту сделать соответствующую его оценке отметку в бланке.

Были проведены многочисленные исследования с использованием шкалы как на «нормальной», так и на клинической популяции, результаты исследований приведены в таблицах и диаграммах.

Необходимо отметить, что показатель ШД не обязательно отражает выраженность психопатологии, поскольку многие вопросы ШД относятся к «нормальным» диссоциативным феноменам (например, сны наяву). Следовательно, показатель ШД может иметь разные значения на клинических и «нормальных» популяциях. Например, значение балла ШД для респондентов, относящихся к юношеской возрастной группе, имеют относительно высокие значения (сопоставимые со значениями ШД для пациентов, страдающих, например, расстройствами приема пищи). Однако в данном случае балл ШД отражает умеренные с точки зрения патологии диссоциативные проявления, которые являются скорее характеристикой определенного этапа развития, чем симптомом психического расстройства.

 

Русскоязычный вариант DES

Перевод осуществлялся двумя независимыми переводчиками. Первый вариант методики, в основу которого легли два независимых перевода методики, был апробирован на выборках студентов вузов Смоленска и Москвы и служащих (сотрудниках банка и школы), N~* 699. Затем в формулировки некоторых вопросов были внесены изменения с целью уменьшения вероятности нагрузки этих пунктов факторами, не имеющими отношения к диссоциативным состояниям. Так, в пункт 6 была добавлена фраза: «Исключите ситуации розыгрышей, обмана, заигрывания с целью знакомства», а в пункт 27 внесено уточнение: «посторонние голоса». В формулировки других пунктов были внесены изменения, не имеющие принципиального характера.

Необходимо отметить, что описание диссоциативных состояний, которые по своей природе являются архаичными, принадлежащими довербальному уровню опыта, сталкивалось с трудностями адекватного выражения того или иного феномена средствами обыденного языка и порой выбор между простотой и точностью описания делался в пользу последнего.

Была проведена оценка разницы измерений, получающихся в результате применения двух вариантов шкалы. С этой целью был спланирован и осуществлен следующий эксперимент. На двух независимых выборках были произведены два опроса. В батарею методик для экспериментальной группы были включены два разных варианта шкалы. В батарею методик для контрольной группы был включен один вариант, но с разным оформлением. Кроме того, контролировался фактор ситуативной тревожности и фактор последствия потенциально психотравмирующего травматического события или ситуации. С этой целью в двух замерах на двух выборках предлагался опросник ситуативной тревожности Спилбергера—Ханина, а во втором замере в батарею была включена анкета, содержащая вопросы о том, довелось ли респонденту за время, прошедшее после первого опроса, пережить события или ситуации, перечисленные в анкете. Вопросы этой анкеты касались таких потенциально психотравмирующих ситуаций/событий, как несчастье с близкими людьми, криминальные события, различные виды насилия, природные и техногенные катастрофы и аварии, дорожно-транспортные происшествия. Результаты по шкале DES тех респондентов, которые дали позитивный ответ хотя бы на один вопрос этой анкеты, исключались из дальнейшей обработки. Сопоставление результатов опросов контрольной и экспериментальной групп показало, что различия показателей ситуативной тревожности между первым и вторым замерами для двух групп не имеет статистически значимых отличий, то же самое верно и для абсолютного значения ситуативной тревожности для двух групп. Главный результат эксперимента состоит в том, что A DES для двух замеров в двух группах не имеют значимых достоверных отличий, т. е. внесенные в формулировки вопросов изменения не повлияли на значения общего балла русской версии DES.

Для оценки точности психодиагностических измерений и устойчивости результатов шкалы DES к действию посторонних случайных факторов определяли следующие характеристики надежности: надежность по внутренней согласованности, ретестовую надежность и надежность частей теста.

Показатель тест-ретестовой надежности ШД подсчитывался с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, значение показателя составило 0,75, р< 0,001. Шкала диссоциации была предъявлена дважды 35 испытуемым со средним интервалом между двумя замерами 61 день.

Коэффициенты корреляции Спирмена между пунктами ШД и общим значением ШД варьировались в интервале от 0,21 (0,28) до 0,60 (0,64), медианное значение коэффициента составило 0,43, все значения коэффициентов корреляции достоверны при р< 0,001.

Значения: а-Кронбаха — 0,87 (0,93); показателя надежности теста, вычисленного методом расщепления пополам — 0,87 (0,93). В скобках приведены данные для второй шкалы. Как видно, изменения, внесенные в формулировку вопросов, не повлиявшие на значения показателей русской версии DES в целом, тем не менее увеличили степень внутренней консистенции.

 

Валидность русской версии DES

Были проверены следующие типы оценки валидности русской версии DES: конструктная валидность и критериальная валидность.

Проверка конструктной валидности ШД

Конструктная валидность является одним из основных типов валидности, который отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Шкала DES предназначена для исследования психологического конструкта диссоциации или диссоциативной психической активности, проявившейся в частоте диссоциативных психических состояний.

1. Одним из видов конструктной валидности является валидность по возрастной дифференциации. Мы придерживались схемы периодизации возрастов. Выборка была разбита в соответствии с этой периодизацией на три группы. Юношеский возраст: 17-21 год (мужчины) и 16-20 лет (женщины), соответственно коды групп 71 и 70. Средний возраст: первый период — 22-35 лет (мужчины) и 21 35 лет (женщины), соответственно коды групп 811 и 810; второй период — 36-60 лет (мужчины) и 36-55 лет (женщины), соответственно коды групп 821 и 820. По результатам зарубежных исследований, частота диссоциативных состояний, испытываемых индивидом, в норме убывает с возрастом. Похожую тенденцию наблюдали и мы, за тем, пожалуй, исключением, что мы не получили статистически значимого достоверного различия средних значений для групп женщин юношеского и среднего возраста первогопериода. Для двух групп исключение составила группа среднего возраста первого периода, нет достоверных значимых различий по среднему баллу DES для мужчин и женщин. Впрочем, как видно из таблицы 14.1, существует достоверное различие в средних значениях возраста для мужчин (М = 27,0) и женщин (М = 24,1) в возрастной группе среднего возраста первого периода. Такие же результаты — отсутствие тендерных различий по частоте переживания диссоциативных состояний на нормальной популяции — получены и зарубежными исследователями.

2. Другим видом конструктной валидности является согласующееся с теорией поведение переменной. Согласно многочисленным исследованиям, возникновение диссоциативных состояний связано с опытом переживания потенциально психотравмирующей ситуации (события) или ППС (LEQ). При этом диссоциативные состояния могут быть как ситуативными, так и транситуативными, т. е. представлять собой отсроченную реакцию на ППС. В связи с этим было проведено эмпирическое исследование, заключающееся в опросе нормальной выборки студентов; в батарею, среди прочих опросников, были включены анкета ППС и русский вариант DES. Нулевая гипотеза (НО) формулировалась так: между двумя подгруппами — переживших ППС и не имеющих в своей истории ППС — не будет различий в среднем балле DES. Гипотеза Н1: средний балл DES подгруппы переживших ППС будет выше, чем средний балл DES подгруппы без наличия ППС в их истории. Результаты исследования приведены в таблице 14.3. Как видно из таблицы, гипотеза #1 подтвердилась и для мужчин, и для женщин.

Критериальная валидность русской версии DES

Критериальную валидность оценивали при помощи сравнения балла DES между группой «норма» и группой пациентов психиатрической больницы с диагнозом шизофрения. Из данных клинических наблюдений, клинической картины шизофрении известно, что пациенты, страдающие этим расстройством, часто испытывают диссоциативные состояния, например деперсонализацию, дереализацию, хотя диссоциация и не является ведущим механизмом образования патологии при этом заболевании. Гипотеза НО: между группами «норма» и «шизофрения» не будет достоверных значимых различий в значении балла DES. Гипотеза Н1: средние значения балла DES будут статистически достоверно значимо выше у группы «шизофрения». Как видно из таблицы 14.4, гипотеза Н1 подтвердилась.

Таким образом, результаты исследований показали, что русская версия DES обладает хорошей надежностью и показателями конструктной и критериальной валидности.

 

Список литературы

1. Агарков В. А., Тарабрина Н. В. Апробация структурированного клинического интервью для диагностики диссоциативных расстройств (СКИД-Д) в рамках классификации DSM-IV// Материалы IV научно-практической конференции «Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: междисциплинарный подход». — Пермь, 1999.

2. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.

3. Bernstein Е. М., Putnam F. W. Development, reliability, and validity of a dissociation scale //Journal of Nervous and Mental Disease. — 1986. — V. 174. — P. 727-735.

4. Bernstein-Carbon E. M., Putnam F. W. An update on the dissociative experiences scale //Dissociation. — 1993. — V. 4, № 1. — P. 16-27.

5. Bliss E. L.Jeppsen E. A. Prevalence of multiple personality among inpatients and outpatients // American Journal of Psychiatry. — 1985. — V. 142.-P . 250-251.

6. Frueh В., Johnson D., Smith D., Williams M. A potential problem with the response format of DES: A significant correlation with inteligence among combat veterans with PTSD //Journal of Traumatic Stress. — 1996. — V. 9, № 3.

7. Graves S. M. Dissociative disorders and dissociative symptoms at a community health center//Dissociation.- 1989.-V. 11, №2.-P . 119127.

8. Ross С. A Epidemiology of multiple personality and dissociation // Psychiatric Clinics of North America. — 1991. — V. 14. — P. 503-517. 9. Ross C. A., Anderson G., Fleisher W. P., Norton G. R. The frequency of multiple personality among psychiatric inpatients // American Journal of Psychiatry. — 1991. — V. 148. — P. 1717-1720.

10. SteinbergM. The structured clinical interview for DSM-IV dissociative disorders (SCID-D). — Washington, DC: American Psychiatric Press, 1993.

 

  1. 1.              

… во время поездки на метро, автобусе, другом виде транспорта или на автомашине неожиданно осознают, что не помнят того, что с ними происходило в это время или в какую-то часть этого времени

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 2.              
… слушая кого-то, вдруг осознают, что не слышали всего или части того, что было сказано

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 3.              
 … находясь в каком-то месте, не могут вспомнить, как они туда попали

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 4.              
… обнаруживают себя одетыми в одежду, о которой не могут вспомнить, как и когда они ее надевали

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 5.              
 … находят среди своих вещей новую и не помнят, как и когда они ее покупали

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 6.              
… иногда к ним обращаются незнакомые люди, называя их при этом другим именем и утверждая, что встречали их раньше

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 7.              
… испытывают такое чувство, как будто бы они стоят рядом с собой или наблюдают себя со стороны как другого человека

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 8.              
… им говорят, что они иногда не узнают друзей или членов своей семьи

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 9.              
… забывают некоторые важные события своей жизни, (например, свадьбу или окончание учебного заведения)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 10.           
… их обвиняли во лжи, а им казалось, что они говорили правду

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 11.           
… глядя в зеркало, они не узнают себя

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 12.           
… испытывают чувство нереальности окружающих их людей и предметов, а может быть, и всего окружающего их мира

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 13.           
… испытывают ощущение, что их тело им не принадлежит

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 14.           
… иногда переживают какое-то событие (или ситуацию) из своего прошлого так, как будто оно опять происходит с ними в настоящее время

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 15.           
 … они испытывают чувство сомнения в том, действительно ли происходили какие-то события в их жизни или эти события только пригрезились им

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 16.           
… находясь в знакомом и привычном для них месте, вдруг ощущают, что они здесь впервые и это место им незнакомо

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 17.           
… их настолько поглощает содержание кинофильма или телепередачи, что они уже не замечают ничего, что происходит вокруг них

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 18.           
… фантазия или мечта кажется им реальностью

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 19.           
… иногда они не замечают физической боли

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 20.           
… иногда они сидят, уставившись в пространство, ни о чем при этом не думая и не замечая времени

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 21.           
… находясь в одиночестве, иногда замечают, что громко разговаривают сами с собой

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 22.           
… ведут себя в двух похожих ситуациях настолько по-разному, что у них возникает ощущение будто они— два разных человека

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 23.           
 … иногда им вдруг становится легко действовать в тех ситуациях (например, общение, работа, спорт и т. д.), которые обычно вызывают у них затруднения

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 24.           
 … иногда они вдруг не могут вспомнить, действительно ли они сделали что-то или только подумали о том, что это нужно сделать (например, не помнят, действительно ли они только что опустили письмо в почтовый ящик или только подумали об этом)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 25.           
 … вдруг обнаруживают, что они совершили какой-то поступок, и не помнят, как это случилось

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 26.           
… иногда находят собственные записи, заметки или рисунки, о которых не помнят, чтобы они их делали

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 27.           
… иногда слышат посторонние голоса внутри своей головы, которые говорят им, что делать, и комментируют их поступки

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

  1. 28.           
… иногда ощущают, что они смотрят на мир как бы сквозь туман или дымку, тай что предметы и люди кажутся им далекими или неясными

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

ИНСТРУКЦИЯ.

Вам предлагается серия вопросов о некоторых ситуациях и переживаниях из повседневной жизни. Нас интересует, как часто это происходило с вами. Помните, что ваши ответы должны относиться только к тем ситуациям и переживаниям, когда вы не находились под влиянием алкоголя или наркотиков. При ответе на вопрос определите, пожалуйста, в какой степени описанное в нем переживание (или ситуация) происходило лично с вами, и обведите кружком ту цифру, которая соответствует тому, как часто, в процентном отношении, вам доводилось испытывать данное переживание или попадать в такую ситуацию. Обведите кружком цифру, которая соответствует тому, как часто это происходит с вами (в процентном отношении). Если то, о чем сказано в этом предложении, с вами никогда не про исходит, обведите кружком 0%, если это происходит с вами всегда то — 100%.

Comments are closed.

Scroll To Top