Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » Социально-демографические и культуральные характеристики компьютерных аддиктов
Социально-демографические и культуральные характеристики компьютерных аддиктов

Социально-демографические и культуральные характеристики компьютерных аддиктов

Поданным ряда авторов, возраст, пол, образование и этно­культурные особенности влияют на развитие компьютеро­зависимого поведения [51, 52, 100,].

В отечественной литературе большое внимание уделяется возрастному фактору в формировании психических и поведен­ческих расстройств. В исследованиях компьютерной зависи­мости группы обследованных чаще составляют лица разного возраста — от 8 до 45 лет и старше [80-88].

Возрастному фактору принадлежит важная, а при многих формах заболеваний, как например пограничных состояниях, ведущая роль в патогенезе психических расстройств у детей и подростков. Особое внимание уделяется пубертатному периоду [89-95].

Нужно отметить концепцию, которая была сформулирована Г. Е. Сухаревой (1965), согласно которой критический характер развития в период пубертата объясняется незаконченностью развития разных органов и систем, интенсивностью и неравно­мерностью дозревания, а также повышенной ранимостью, что обусловливает чрезвычайную чувствительность к психотрав­мирующим факторам [96,97]. Г. Е. Сухарева предложила называть возрастные кризисы «периодами повышенного вос­приятия к разнообразным вредным факторам».

Профессор Л. А. Булахова (1985) отмечает, что возрастной фактор часто имеет не только патопластическое значение, а также и патогенетическое, определяя множественность клини­ческих проявлений психических и поведенческих расстройств и тенденцию мультидисциплинарного подхода в диагностике и лечении нервно-психических заболеваний детского возраста [5, 98]. У детей и подростков преобладают синдромы, которые отображают не столько нозологическую природу заболевания, сколько тип нервно-психического реагирования, характерный для данного возрастного периода [97,98]. Одним из таких явля­ется синдром однонаправленных сверхценных интересов и увлечений, которые имеют аффективно заряженный, сверх- ценный, однонаправленный, нередко абстрактный характер и связаны с усиленным влечением. Сверхценное увлечение ком­пьютерами, как правило, возникает при знакомстве с ними незрелой личности (дети, подростки, лица молодого возраста). Максимум увлечений (как и для злоупотребления психоактив­ными веществами, так и для других видов аддиктииного поведения) приходится на подростково-юношеский возраст, на период высокой активности и формирования средств ее под­держки и реализации [94,99).

Статистики, касающейся Украины, о детях, которые стали «заложниками» компьютера, атакже их интересов в Интернете, к сожалению, пока нет. Но есть конкретные примеры, когда подросток ограбил квартиру родителей, чтобы иметь деньги на Интернет-кафе. Другой мальчик, проживающий в Киеве, убил своего одноклассника, с целью присвоения нового велосипеда, который сразу же продал за 50 гривен и потратил их в Интер­нет-кафе. Также известны неоднократные случаи побега детей из дома и школы, для того, чтобы провести время в Интернете, или за компьютерными играми.

Возникновению зависимости от сверстников, с которыми ребенок общается в сети, способствует хорошо известный спе­циалистам по психологии развития феномен «воображаемого друга», характерный для игрового возраста. Развитие символи­ческой игры и активного воображения в это время приводит к появлению (по некоторым данным у 65% детей) «воображае­мых друзей» (животных, сверстников, живых или неживых существ). Они выполняют несколько функций: являются ком­паньонами в игре воображения, появляются в отсутствие реальных друзей или в ситуациях вынужденного или добро­вольного уединения, становятся конфидентами для выражения детьми своих сокровенных чувств и оказываются вовлеченны­ми в обсуждение моральных норм и санкций.

Существуют серьезные опасности, с которыми дети встре­чаются непосредственно в Сети:

  •  доверие к «воображаемому другу», который может соблаз­нить на совершение непристойных действий;
  •  доступ к порнографическим сайтам. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распрос­транения в Сети. К сожалению, программное обеспече­ние, ограничивающее доступ детей на такие сайты, не всегда доступно для потребителей, либо работает не кор­ректно в Украине;
  •  доступ к сайтам с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательными к любым изменениям поведения ребенка;
  •  дети, много играющие в игры 3D action (DOOM, QUAKE), сетевые игры с сюжетами насилия, ведут себя более агрессивно. Родителям надо знать, в какие игры играет ребенок, быть готовыми предложить конструктив­ную альтернативу.

 

В жизни подростка увлечение чатами становится доминиру­ющим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затра­гивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается - у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо. Диалог превращается в монолог: он мо­жет подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с ком­пьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника (элементы аффективно суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают делиться, прежде всего, по признаку наличия компьютера. Все свободное время и карманные деньги тратятся на аксессуары. Широко распрос­транены случаи, когда подростки остаются голодными, откладывая деньги, даваемые родителями на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модерниза­ции компьютера. Непосредственно перед ночным сном отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с ком­пьютером вызывает бурную реакцию протеста («За компьютер дети стоят насмерть»). При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки («не знаю, куда себя деть», «как будто спрыгнул с мчащегося поезда»). Чат приобретает харак­тер сверхценного увлечения с явным ущербом другим видам деятельности, прежде всего общению с реальными людьми и выраженным аффективным напряжением.

Аналогичные тенденции характерны и для проявлений за­висимости в юношеском возрасте. Отдаление от сверстников и сужение круга интересов прогрессируют. Мотив заработка де­нег с использованием компьютера, появляющийся в это время, увеличивает время работы на нем, а заработанные деньги тра­тятся на усовершенствование и обеспечение компьютера. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, крайне низкой оказывается мотива­ция создания собственной семьи.

В молодом возрасте чрезмерное увлечение компьютерной деятельностью становится характерным для лиц с выраженны­ми чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство долга, ответственности, стремление к развлекательным меро­приятиям, незамедлительному удовлетворению своих желаний и т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с женой и ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи напролет, не обращая внимание, что создает неудобства для остальной семьи. Или психолог-консультант в рабочее время запирается в кабинете и часами играет на компьютере, в то вре­мя как его безуспешно разыскивают клиенты.

Компьютерозависимое поведение чаще определяется среди лиц молодого возраста или хорошо образованных взрослых. Например, длительное исследование Интернет-пользователей среди 93 семей показало, что подростки выходят в Интернет ча­ще, чем их родители, а лица старшего и преклонного возрастов менее заинтересованы Интернетом [100, 101]. Также отмечено, что люди старшего возраста, даже контролируя время в Интер­нете, испытывают меньший дистресс, чем подростки, от использования Интернета 1102J.

Доказано, что всемирная сеть привлекает хорошо образован­ную часть популяции. Лица, которые излишне используют Интернет, имеют в среднем 15летобразования[103,104,105-110].

Последние исследования не подтверждают предыдущих вы­водов о том, что мужчины более подвержены развитию компьютерной зависимости [111, 112]. U.S. Census (2000) сви­детельствует, что сейчас женщины составляют половину лиц, которые излишне используют Интернет, и что это равенство с мужчинами, по-видимому, связано с растущим количеством женщин в Интернете в целом. Фактически, только 6% вариа­ций пользователей может бьпь объяснено влиянием пола |44, 73, 113].

Orzack (1999) отмечает, что аддикты старшего возраста и женщины чаще общаются в чатах, где они имеют возможность анонимно обмениваться частными сообщениями, особенно на сексуальные темы. Молодые аддикты и мужчины чаще играют в игры (например, взаимодействующие ролевые игры) и путе­шествуют по порнографическим сайтам [ 144].

Таким образом, ученые приходят к выводу, что компьютер­ными аддиктами не обязательно становятся только хорошо образованные в настоящее время мужчины светлой расы, ис­пользующие компьютер только в поисках информации. Современные данные указывают на то, что компьютерные ад­дикты могут быть любой расы, пола, в возрасте от 18 до 55 лет, в среднем с 15-летним стажем образования. Зависимыми от компьютера оказываются больше по социальным причинам, чем интеллектуальным. Компьютерные технологии становятся все более доступными и разнообразными, поэтому вскоре та­кие характеристики как возраст и образование также утратят значение [71, 114-118].

Как свидетельствуют данные исследований, значительные социальные и профессиональные проблемы возникают, если использовать Интернет в течение 20-25 часов в неделю [54,66, 114].

У зависимых людей возникают и финансовые проблемы. Например, в 1996 году одна женщина потратила около $800 за один месяц за оплату он-лайн счетов. Вместо того, чтобы уменьшить количество времени, проведенного в Сети, чтобы избежать таких расходов, люди не останавливаются до тех пор, пока на счету не закончатся все деньги. Однако на сегодня эта проблема отходит на второй план. Тогда как провайдеры в США предоставляют неограниченный доступ в среднем всего за $ 15 в месяц или вообще бесплатно. С другой стороны, сни­жение цен ведет к возрастанию времени, проведенного в Интернете, потому чтолюди больше не должны платить за каж­дую минуту.

Независимые пользователи проводят 2-5 часов в неделю в Интернете [114, 118]. Интернет-зависимые тратят в среднем от 8 до 40 часов в неделю. Nie and Erbring (1998) выделили пози­тивную корреляционную связь между количеством лет, то есть стажем работы в Сети, и количеством потраченных на Интер­нет часов в неделю[ 119].

Оптимальная продолжительность пребывания за компьюте­ром:

—      для детей 5-6 лет — 10-15 мин.;

—      для детей 7-12 лет — не более 30 мин.;

—      для подростков до 16 лет — не более 1 часа вдень (данные Интернет-ресурса).

Comments are closed.

Scroll To Top