Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Стратегии поведения личности в профессиональной среде
Стратегии поведения личности в профессиональной среде

Стратегии поведения личности в профессиональной среде

Стратегии поведения личности в профессиональной среде определяются многими факторами. Назову лишь наиболее зна­чимые среди них. Прежде всего, это личностные особенности специалиста, его самооценка, доминирующие потребности и при­оритетные ценности, мотивация к выполнению работы. Важно также отношение к труду в семье, в профессиональном кол­лективе и в той культуре, где обитает человек. Трудовая этика, принятая в данной культуре, очень часто является определяю­щей стратегию поведения профессионала.

Ученые института психологии Потсдамского университета Schaarschmidt U. & Fischer A.W. (1996), основываясь на резуль­татах тестирования, по разработанному ими «Опроснику пове­дения и переживания, связанного с работой», выделили четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде (Т.И.Ронгинская, 2002).

  1. Тип G (нем. gesund) — наиболее продуктивная стратегия поведения, образец положительной установки на выполне­ние деятельности, усиленной мобилизирующим воздействи­ем положительных эмоций. Такие люди, как правило, здоро­вы, активны, способны к решению трудных задач. Несмотря на то что они придают работе большое значение, они умеют контролировать собственные энергетические затраты, нахо­дят конструктивные стратегии преодоления фрустрирующих ситуаций. Неудачи и поражения рассматриваются ими не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления.
  2. Тип S (нем. sparsam). Характерной чертой этого типа явля­ется общая жизненная удовлетворенность, источником кото­рой могут быть ситуации, не связанные с работой. Такие люди, как правило, экономны, бережливы, со средним уров­нем мотивации и невысоким уровнем профессиональных притязаний. Они склонны к сохранению дистанции по отно­шению к профессиональной деятельности, к экономии энер­гетических затрат и удовлетворены результатами своего труда Однако такая «экономная» стратегия поведения эф­фективна лишь в ограниченных временных рамках. В дли­тельной перспективе вероятно возрастание профессиональ­ной неудовлетворенности на фоне успешности других людей. В случае необходимости психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятель­ности (например, мотивационный тренинг).
  3. Тип А характеризуется экстремально высоким субъектив­ным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой ус­тойчивостью к фрустрации и стрессу. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различно­го рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний (M.Friedman, R.H.Rosenman, 1974). Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следстви­ем психической перегрузки, стремления к совершенству и свя­занной с этим неудовлетворенности эффективностью своей деятельности, позволяет отнести этот тип к группе риска с ве­роятностью достаточно быстрого развития синдрома професси­онального выгорания. Сочетание высокой профессиональной активности человека с отсутствием соответствующей эмоцио­нальной и социальной поддержки увеличивает этот риск.
  4. Тип В (англ. burnout — выгорание) отмечен низким субъек­тивным значением деятельности, слабой стрессоустойчиво- стью, ограниченной способностью к релаксации и конструк­тивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспред­метного страха. Следует заметить, что при низком субъек­тивном значении деятельности наблюдается сходство типов В и S, однако различие между ними заключается в том, что тип В не способен к сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Это приводит к дополнительным пси­хическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, апа­тии и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истоще­ние организма и соответствуют картине синдрома професси­онального выгорания (Н J Freundenberger, 1974; C.Maslach, 1982).

Comments are closed.

Scroll To Top