Home » Тесты » Тест «установление закономерностей»
Тест «установление закономерностей»

Тест «установление закономерностей»

Методика служит для оценки качеств мышления — способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б. Л. Покровским в 1961 году.

Инструкция испытуемым: «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения улавливать закономерности.

На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.

Слева перед каждой строчкой изображены значки : +?* и т п. Этими условными знаками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача — отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит, и слово, которое надо найти, состоит из различных, неповторяющихся букв. Например, +*:= пуля няня тара дядя (правильный ответ — пуля). Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода : *+*?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4, 5, 6, 7 и 8 букв, т. е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, *:I:OI — статья сорока мнение скалка.

Если в наборе знаков только два повторяющихся знака, то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2 букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками, например О=*Х= тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, так как кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которое надо отыскать, может быть одно, два и более, т. е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили.

По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова.

Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».

Обработка результатов. По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):

A=(D — пропуски)/(D + ошибки)*C

где А — коэффициент успешности;

Д — количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отводеные ему 8 минут;

пропуски — количество неподчеркнутых слов, которое необходимо было подчеркнуть в данном объеме материала;

ошибки — количество неправильно подчеркнутых слов;

С — общее количество всех просмотренных слов.

Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 — отлично; 85—100 — хорошо, 70—84 удовлетворительно, 55—69 — плохо, менее 55 — очень плохо.

МАТЕРИАЛ

1. Х*+* клад пила рана жижа вода

2. *Х:* репа шлак соус крик луна

3. *=. крик обод тара воск рама

4. ?:?= лупа хата обои град лапа

5. +?*? лицо река желе квас окно

6. Х=ХО+ старт сосна пепел ребро ответ

7. *+??+ маска касса месса сумма лассо

8. 0=*Х= слово вахта олово казак жажда

9. ?ХО:? аванс холод стихи рупор чашка

10. =*Х=* тайна кашка шапка ванна ответ

11. *:0:ХО молоко фараон ананас метеор мнение

12. =Х?Х:! статья талант стакан рапира сорока

13. ?-0=—0 пурпур филиал шедевр скалка фосфор

14. Х:*+=0 почерк стакан полоса ангина старик

15. ?+00+= разлад окорок капкан сундук список

16. Х*0*Х*0 балаган порошок леденец колокол соломка

17. +=0?0?* барабан пулемет чувство филолог фамилия

18. *+0=+:! гипофиз конвоир гиацинт кипарис лазарет

19. О=*=О:! шеренга кантата милиция веревка колокол

20. *:0!Х:! поворот гравюра складка селедка адмирал

21. !=+*+0=: синоптик градация оболочка фантазия биология

22. ?*0=+*0: анаконда прокурор снижение внимание описание

23. ?=!—ОХ—! антрекот квартира антрацит скакалка практика

24. !?+?=Х?0 катафалк царапина бурундук анфилада карандаш

25. !+=ХООХ: пассажир оперетта коллизии рассылка комиссия

 

Тест Липпмана «Логические закономерности»

Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Числовые ряды:

  • 2, 3, 4, 5, 6, 7
  • 6, 9, 12, 15, 18, 21
  • 1, 2, 4, 8, 16, 32
  • 4, 5, 8, 9, 12, 13
  • 19, 16, 14, 11, 9, 6
  • 29, 28, 26, 23, 19, 14
  • 16, 8, 4, 2, 1, 0,5
  • 1, 4, 9, 16, 25, 36
  • 21, 18, 16, 15, 12, 10
  • 3, 6, 8, 16, 18, 36

Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

«Ключи» и интерпретация результатов

Предъявленные ряды Правильные ответы

  • 2, 3, 4, 5, 6, 7 8, 9
  • 6, 9, 12, 15, 18, 21 24, 27
  • 1, 2, 4, 8, 16, 32 64, 128
  • 4, 5, 8, 9, 12, 13 16, 17
  • 19, 16, 14, 11, 9, 6 4, 1
  • 29, 28, 26, 23, 19, 14 8, 1
  • 16, 8, 4, 2, 1, 0,5 0,25, 0,125
  • 1, 4, 9, 16, 25, 36 49, 64
  • 21, 18, 16, 15, 12, 10 9, 6
  • 3, 6, 8, 16, 18, 36 38, 76

Оценка результатов

Время выполнения задания (мин, с)

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления
2 мин 10 с -
4 мин 30 с

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин 35 с -
9 мин 50 с

0

3+

Хорошая норма большинства людей
4 мин 35 с -
9 мин 50 с

1

3

Средняя норма
4 мин 35 с -
9 мин 50 с

2-3

3-

Низкая норма
2 мин 10 с -
15 мин

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления
10 мин — 15 мин

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»
более 16 мин

более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

 

Comments are closed.

Scroll To Top