Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Типы индивидуальных карьер и факторы, участвующие в их формировании
Типы индивидуальных карьер и факторы, участвующие в их формировании

Типы индивидуальных карьер и факторы, участвующие в их формировании

Карьера является одним из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека.

Д. Сьюпер выделяет четыре типа карьеры, положив в осно­ву своей типологии принцип стабильности.

  • Обычная карьера. Этот тип наиболее распространен и сов­падает с нормативными стадиями жизненного пути человека. Она включает в себя и нормативные кризисы профессиональ­ного становления лйчности.
  • Стабильная карьера. Этот тип характеризуется постоян­ным обучением, совершенствованием и продвижением в един­ственной и постоянной профессиональной деятельности.
  • Нестабильная карьера. Для этого типа характерна смена (одна или несколько) профессиональной деятельности после оп­ределенного периода довольно успешной и стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.

Классическим примером такого типа карьеры может слу­жить биография 3.Фрейда. Первая половина его жизни (до 41 года) была посвящена физиологии и неврологии. Работая в институте физиологии (с 20 до 25 лет), он проводил экспери­ментальные исследования, которые подвели его к формулирова­нию теории нейронов — одной из основополагающих в невро­логии Он занимался также проблемами возрастной динамики онтогенетического развития головного мозга и исследовал фи­логенетическое развитие спинного мозга. Его монография «Афа­зия» (1891) и фундаментальная статья в большой медицинской энциклопедии «О детском параличе мозга» (1897) принесли ему репутацию одного из ведущих невропатологов. Это были послед­ние работы Фрейда-невропатолога в традициях материалисти­ческой «школы Гельмгольца» и его учителя Брюкке.

В 41 год закончилась одна из самых многообещающих карь­ер в науке о нервных болезнях. На историческом небосклоне психиатрии восходила звезда Фрейда-психиатра и психолога.

Что же заставило его, зрелого и сформировавшегося матери­алиста и физиолога-экспериментатора, известного невропатоло­га с успешной научной карьерой, благополучного семьянина и отца шестерых детей, диаметрально изменить свои взгляды, круг научных интересов и судьбу? Четырехмесячная поездка в Па­риж в клинику знаменитого невролога Шарко в Сальпетриере заставила его пересмотреть свои взгляды на природу истери­ческих параличей.

Следующий пример демонстрирует не только периодичес­кую смену профессиональной ориентации, но и одновременное использование всех профессий в своей деятельности. В «Боль­шой советской энциклопедии» профессиональная принадлеж­ность выдающегося ученого В.М.Бехтерева определена так: нев­ропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. После окончания Петербургской Медико-хирургической академии и стажировок в клиниках Германии, Австрии и Франции, В.М.Бех- терев занимался неврологией и психиатрией. Затем, находясь под впечатлением от общения со всемирно известным психо­логом В.Вундтом и его работами, он организовал психофизио­логическую лабораторию, где под его руководством начали изу­чать психологические процессы экспериментальным путем. Для проведения таких исследований понадобились знания в облас­ти физиологии, морфологии, психометрии. В.М.Бехтерев не толь­ко постигал основы наук, но и сам внес вклад в их дальнейшее развитие.

Карьера с множественными пробами. Этот тип карье­ры характеризуется постоянной сменой профессиональной ори­ентации, которая происходит в течение всей жизни человека. И если при нестабильной карьере изменение профессиональ­ной деятельности происходит в пределах одного поля деятель­ности, то, говоря о карьере с множественными пробами, подразу­мевается коренная смена поля деятельности. Например, первую профессию «врач» имели: Николай Коперник (философ, вели­кий астроном), Карл Линней (создатель современной система­тики растений и животных), Луиджи Гальвани (один из созда­телей науки об электричестве), Йенс Якоб Берцелиус (великий химик), Януш Корчак (великий воспитатель, педагог, писатель), Жан-Поль Марат (выдающийся политик, прославившийся во время французской буржуазной революции).

Среди известных писателей А П.Чехов, В.В Вересаев, М А Булгаков, А Кронин, А. Конан-Дойль, В.И.Даль, Ф.Рабле, Ф.Шил­лер, С.Моэм имели медицинское образование и первую профес­сию — врач. Свои медицинские познания они часто использо­вали при написании литературных произведений. «Если бы я не сделался писателем, — говорил А.П.Чехов писателю И.И.Ясинскому, — вероятно, из меня вышел бы психиатр». Ан­тон Павлович был лично знаком с профессором психиатрии Сергеем Сергеевичем Корсаковым, возглавлявшим в тот пери­од московскую психиатрическую школу. Чехов неоднократно встречался с одним из основоположников социальной психи­атрии В.И.Яковенко, который в тот период был главным вра­чом Покровско-Мещерской психиатрической больницы, куда писатель часто приезжал (Е.Б.Меве, 1989). Герои многих про­изведений Чехова страдают психическими и поведенческими расстройствами. Напомню лишь некоторые из них: «Палата № 6», «Припадок», «Черный монах», «Психопаты». А.П.Чехов считал медицину и литературу близкими профессиями. «Про­фессия врача, медицина, как и литература, — подвиг. Она требу­ет самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов Не вся­кий способен на это…».

Формирование карьеры зависит от следующих фак­торов:

Личностные особенности, среди которых наиболее значимы следующие:

  • самооценка и уровень притязаний;
  • иерархия ценностей и мотивация;
  • способности и интересы;
  • уровень тревожности и эмоциональной стабильности;
  • локус контроля (экстернальный/интернальный);
  • установка относительно достижений (конструктивная/ неконструктивная);
  • отношение к риску (избегание/стремление);
  • способность к принятию решений о смене ролей и статуса.

Взаимодействие личности с другими людьми и организа­циями

  • материальные возможности и приоритеты в родитель­ской семье, которые особенно важны на этапе получения образования;
  • сочетание интересов собственной семьи и профессио­нальной деятельности (этот пункт особо актуален для женщин);
  • потребность организации в специалистах данного про­филя и квалификации;

Социокультуральные особенности общества.

Для стабильного общества более характерен профессиональ­ный сценарий с обычной, стабильной карьерой. В советский период эти типы карьер поощрялись обществом (прибавка к зарплате за непрерывность стажа и за работу на одном месте, знаки отличия, жилье, автомобиль ветеранам труда и т.п.) и составляли подавляющее большинство профессиональных ка­рьер. Что касается медицины, то случаи нестабильной или карь­еры со множественным выбором в этой специальности были единичными и крайне негативно оценивались не только обще­ством, но и коллегами.

Comments are closed.

Scroll To Top