Типы врачей-психиатров

Типы врачей-психиатров

К.Ясперс писал, что «наше время заставляет врача прини­мать на себя те функции, которые прежде были прерогативой жрецов и философов, поэтому появилось большое число разно­образных типов врачей. Поведение и действия врача зависят не только от его общей мировоззренческой установки и опреде­ляемых этой установкой (пусть даже не осознаваемых) целей, но и от того скрытого давления, которое оказывается на него природой его пациента. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ряд психиатров практикуют разные типы психотера­певтической деятельности.

К.Ясперс выделял следующие типы психиатров.

  1. Честные, добросовестные врачи, сознательно ограничивающие себя сферой соматической медицины. Благодаря своему ра­зуму они невольно оказывают воспитывающее воздействие, которое тем более эффективно, что не входит в их осознан­ные намерения.
  2. Скептики. Всесторонне развитые в научном плане, умею­щие не испытывать иллюзий по отношению к действитель­ности, но при этом постоянно сомневающиеся в собствен­ном знании. Эти врачи хорошо умеют давать советы своим пациентам, утешать и учить их, но не проникают вглубь, не преображают.
  3. Вырожденные. К этому типу относятся верующие глупцы, присяжные сторонники использования во всех случаях од­них и тех же необоснованных методов лечения — электри­чества, гипноза, водолечения, порошков, таблеток. Будучи по- своему сильными, энергичными личностями, они добиваются успехов там, где осязаемый результат можно получить с помощью простейших форм внушения.
  4. Обманщики. Неискренние по отношению как к себе, так и к больным. В психотерапевтическом общении они стремятся к удовлетворению самых разнообразных потребностей (сре­ди которых жажда власти, эротические позывы, жажда сенса­ции) — как своих собственных, так и пациентов. Писания, выходящие из-под пера врачей этого типа, характеризуются специфическим тоном и стилем; мы обнаруживаем в них фантастические, эгоцентричные теории, ощущение собствен­ного превосходства, проистекающее из наивно или высоко­мерно утверждаемого обладания абсолютной истиной, склон­ность к патетике и преувеличениям, бесконечное повторение одних и тех же наивных аргументов, суждения, облеченные в форму окончательных приговоров, где любое противоре­чие признается преодоленным.

Comments are closed.

Scroll To Top