Третья стадия — стадия профессионального мастерства | Med-Read
Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Третья стадия — стадия профессионального мастерства
Третья стадия — стадия профессионального мастерства

Третья стадия — стадия профессионального мастерства

Как правило, эта стадия профессионализации у психиатров и психотерапевтов наступает после 10-14 лет, а иногда и 20 лет работы по специальности, причем далеко не у каждого вра­ча. Каждый исследователь по-своему характеризует психологи­ческое состояние психиатра и психотерапевта на данном этапе. R.A.Hogan (1964) считает основной характеристикой созида- тельность; F.W.Kaslow (1984, 1986) и И.Ю.Хамитова (2000) — спокойствие и коллегиальность; C.M.Blount & D.Glenwick (1982) — независимую практику и консультирование; B.Gaoni & М Neumann (1974) — взаимное консультирование психотера­певтов; A.K.Hess (1980) — взаимность.

На этой стадии специалист творчески подходит к ведению больного и нередко бросает вызов «терапевтическим истинам». Такой профессионал имеет свой персонифицированный стиль лечения. Репертуар терапевтических подходов достаточно ши­рок и разнообразен. Такой терапевт уже является уважаемым и полноправным членом профессионального сообщества, чув­ство профессиональной идентичности и компетентности стано­вится частью его профессионального стиля. Создается впечат­ление, что его потребности самоактуализации удовлетворены* он успешен, спокоен, коллегиален со старшими, равными и млад­шими коллегами. Такой психиатр уже достиг самоопределения, обрел автономию (как правило, он уже заведует отделением или другим подразделением) и дистанцировался от авторите­тов (супервизоров, учителей), более того, уже сам становится учителем для молодых коллег.

Часто, обретая статус «учителя», такой врач сам перестает учиться, полагая, что «ничего нового не услышит». Он забывает, что информация о новых подходах к диагностике, лечению и профилактике заболеваний обновляется каждые 7 лет. Кроме того, упускает уникальную возможность своей профессиональ­ной самоактуализации на новом уровне. Постепенно нереали­зованная потребность профессиональной самоактуализации при­водит к кризису нереализованных возможностей, который ведет к неудовлетворенности окружающими, собой, обстоятель­ствами жизни и профессией. Кроме того, A.Pines & C.Maslach (1978) выявили закономерность: чем дольше персонал работа­ет в психиатрических учреждениях, тем в меньшей мере спе­циалисты чувствуют себя успешными.

Кризис нереализованных возможностей может быть разре­шен как конструктивно, так и деструктивно.

К деструктивным вариантам разрешения кризиса относят зависимые формы поведения, формирование профессиональных деформаций (в том числе синдрома выгорания), распад семьи, невротические и соматоформные расстройства. К конструктив­ным вариантам — относят обретение новых знаний (выше из­ложены образовательные стратегии, приемлемые для психиат­ра), все виды творческой самореализации (новаторство, изобретательство, литературное и художественное творчество и т.п.), стремительную карьеру, социальную активность. В лю­бом случае для достижения социально-профессиональной само­актуализации на новом витке своего личностного и профессио­нального развития необходимо сменить роль «учителя и маститого доктора» на роль «ученика».

Comments are closed.

Scroll To Top