Труд с позиций эго-психологии

Труд с позиций эго-психологии

Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы ему и тебе.
Эриксон

Основоположник эго-теории личности Эрик Эриксон (1902— 1994) считал, что на развитие личности решающее влияние ока­зывает социальная среда и что каждая новая стадия развития человека сопровождается психосоциальным кризисом, «который возникает как следствие достижения определенного уровня пси­хологической зрелости и социальных требований, предъявляе­мых к индивидууму на этой стадии».

Эрик Эриксон разделил жизнь человека на 8 стадий психо­социального развития эго (или «восемь возрастов человека») Каждая стадия сопровождается психосоциальным кризисом, ко­торый имеет как положительные, так и отрицательные послед­ствия. Если кризис преодолен, то личность обогащается новыми, положительными качествами и сильными сторонами, если не преодолен, возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих рас­стройств (Е N Erikson, 1963, 1968). В табл.3.1 представлены стадии психосоциального развития и результаты их преодоле­ния. Отражены сильные стороны, а также проблемы и возмож­ные отдаленные последствия неразрешенного кризиса.

На первой стадии психосоциального развития уже возможен первый важный психологический кризис, обусловлен­ный недостаточным материнским уходом и отвержением ре­бенка. Материнская депривация лежит в основе «базального недоверия», которое в дальнейшем потенцирует развитие стра­ха, подозрительности, аффективных расстройств.

На второй стадии психологический кризис сопровожда­ется появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно-компульсивного расстройства.

На третьей стадии психологический кризис сопровожда­ется формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности.

Таблица 3.1. Стадии психосоциального развития и их результат (по Э. Эриксону)

Стадия

Возраст

Психо­

социальный

кризис

Сильные

стороны

Слабые

стороны

1 Младен­

чество

Рожде­ние — 1 год Базальное доверие — базальное недоверие Надежда Страхи,

подозри­

тельность

2 Раннее

детство

1-3 года Автономия — стыд

и сомнения

Сила воли Стыд,

неуверен­

ность,

страхи,

навязчивости

3 Возраст

игры

3-6 лет Инициа­тивность — вина Цель Вина,

зависимое

поведение,

расстройства

личности

4 Школьный

возраст

6-12 лет Трудо­любие — неполно­ценность Компетент­

ность

Неполноцен­ность, трудности в общении
5 Юность 12-19

лет

Эго-идентич­ность — ролевое смешение Верность Кризис

идентич­

ности,

аддиктивное, ауто- или агрессивное поведение

6 Ранняя

зрелость

20-25

лет

Интим­ность — изоляция Любовь Одиночество,

экзистен­

циальный

вакуум

7 Средняя

зрелость

26-64

года

Продук­тивность — застой Забота Эгоизм,

чувство

безнадеж­

ности

8 Поздняя

зрелость

65 лет — смерть Эго-интегра­ция — отчаяние Мудрость Страх

смерти,

отчаяние,

одиночество

 

На четвертой стадии дети приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. В этот период формируется чувство дисциплины, внутреннее стремление к учению и успеху Основ­ная тема данного периода развития — трудолюбие. Чувство компетентности и трудолюбие во многом зависят от успевае­мости ребенка. Кризис этого возрастного периода сопровожда­ется появлением чувства неполноценности или некомпетентно­сти. В дальнейшем такие дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать чело­веческие контакты.

Пятая стадия психосоциального развития — юность. Период очень важен в психосоциальном развитии личности. Именно в это время начинается профессиональное самоопре­деление личности. Причем выбор профессионального поля де­ятельности в юности — это не просто выбор сферы занятос­ти, это выбор определенного образа жизни и, по сути, — судьбы Чтобы сделать адекватный профессиональный выбор, молодые люди должны понять, что они собой представляют, в какой области они могут лучше всего реализовать свой личностный потенциал Кроме того, выбор того или иного профессиональ­ного поля деятельности и стиля жизни может дать представ­ление о том, какой личностью хочет стать юноша или девуш­ка. Колебания в выборе профессии в этот возрастной период расцениваются как неопределенность в сфере личной иден­тичности.

Патогноматичным для этой стадии является кризис иден­тичности — период времени, в течение которого доминирую­щими вопросами являются* «Кто Я^», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду^». В этот период молодым людям час­то недостает ясного представления о своей собственной соци­альной роли, и они выбирают ту, которая им кажется подходя­щей в данной ситуации. Происходит ролевое смещение Как правило, такие подростки не принимают морально-этические ценности, которые близки их родителям и пропагандируются обществом. Именно в этот период чрезвычайно велика роль «кумира», то есть личность, чей образ жизни и мышления при­влекают молодого человека и служат ему идеалом На этой ста­дии возможен первый кризис профессионального становления личности, обусловленный необходимостью выбора конкретного профессионального поля деятельности.

На шестой стадии — стадии ранней зрелости — мо­лодые люди ориентированы на получение профессии и созда­ние семьи. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избе­гание межличностных отношений, что становится психологи­ческой основой для возникновения чувства одиночества, экзис­тенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируются способ­ность любить, альтруизм, нравственное чувство.

На этой стадии развития, которая охватывает возрастной период от 19 до 25 лет, молодые люди получают профессиональ­ное образование. Посему возможен кризис профессионального выбора, обусловленный несовпадением представлений об избран­ной профессии с реальной ситуацией, которую они познают в процессе учебы.

На седьмой стадии — стадии средней зрелости — основной темой психосоциального развития является забота о близких и о ближних. В это время возможен «кризис старшего возраста», который выражается в чувстве безнадежности и бес­смысленности жизни. Данная стадия охватывает весь период трудовой деятельности человека и продолжается с 26 до 64 лет Именно в эти годы обретается профессиональная идентичность, происходит профессиональный рост и достигается высшая точ­ка профессионализма — профессиональное мастерство. Как правило, на стадии средней зрелости возможно развитие в жиз­ни кризисов профессиональной идентичности, профессиональ­ного и карьерного роста и кризиза нереализованных возможно­стей.

На восьмой стадии — поздней зрелости — психосоци­альное развитие во многом определяется физическим и психи­ческим здоровьем, а также зависит от личностных особеннос­тей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Кризис идентичности возможен и на этом, последнем этапе жизни че­ловека. Особенно драматичен он в периоды кардинальных ис­торических преобразований, когда идеалы, ценности, дело, кото­рому человек отдал всю жизнь, обесцениваются или даже признаются вредными обществом. И вновь, как в молодости, актуальными становятся вопросы: «Кто «Я»?», «Куда иду?», «Для чего жил?». Этот период длится с 65 лет и до конца жизни. Для него характерен кризис утраты профессии, связанный с уходом на пенсию.

Comments are closed.

Scroll To Top