Труд с позиций индивидуальной психологии А. Адлера | Med-Read
Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Труд с позиций индивидуальной психологии А. Адлера
Труд с позиций индивидуальной психологии А. Адлера

Труд с позиций индивидуальной психологии А. Адлера

Выбор профессии является попыткой ком­пенсировать комплекс неполноценности, возникший в детстве.

А.   Адлер

С точки зрения психологических функций труда важен те­зис А. Адлера (1870-1937) о том, что люди со слабостью орга­нов часто пытаются компенсировать свои недостатки, развивая какую-либо сферу деятельности, доступную им. «Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов, тяжелые болезни, особенно в детские годы. Создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». Осо­бенно ярко гиперкомпенсация дефекта проявляется в случае сочетания соматической патологии с «комплексом неполноцен­ности».

Альфред Адлер считал, что выбор профессии является по­пыткой компенсировать комплекс неполноценности, возникший в детстве.

В индивидуальной психологии формирование личности рас­сматривается как начинающееся с детства формирование жиз­ненных целей Жизненные цели формируются как компенсация чувства неполноценности, неуверенности, беспомощности ребенка в мире взрослых и сверстников и служат психологической защитой против чувства опасности, бессилия и неполноценнос­ти — то есть своеобразным мостом между тревожным, неудов­летворяющим настоящим и светлым, полным радужных перс­пектив и могущества будущим. Достижение намеченных целей способствует повышению самооценки и нахождению своего места в жизни.

Для понимания значимости работы для человека очень важ­ны тезисы А.Адлера о социальной принадлежности индивиду­ума и о его стиле жизни. Ученый считал, что суть человеческо­го поведения можно постичь только через понимание его социальных отношений. В человеческой жизни он выделял три основные задачи — работу, дружбу и любовь, а также 4 типа установок, которые сопутствуют стилям жизни (A Adler, 1956, 1964).

Управляющий тип. Это самоуверенные, активные, напори­стые, с выраженным чувством превосходства люди. Их интере­сы направлены только на решение собственных проблем (как правило, в агрессивной форме). Они не настроены на помощь другим людям.

Берущий тип. Люди с такой установкой удовлетворяют свои потребности за счет других, относятся к внешнему миру паразитически, ориентированы на получение от общества и людей максимальных привилегий и дивидендов. Как правило, их сте­пень активности низка, поэтому они не причиняют выраженных страданий другим.

Избегающий тип. У лиц этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни выраженной активности для удовлет­ворения своих проблем и решения основных жизненных задач. Основная цель их жизни — не стремление к успеху, а избегание жизненных неудач и проблем.

Социально-полезный тип. Это зрелый, с высокой степе­нью социального интереса и высоким уровнем активности тип личности. Люди такого типа проявляют истинную заботу о дру­гих и заинтересованы в общении с ними. Они понимают, что для успешного решения трех основных жизненных задач — работа, дружба и любовь — необходимо сотрудничество, личное мужество и альтруизм.

С позиций индивидуальной психологии А.Адлера, врач дол­жен обладать социально-полезным типом установки и анало­гичным стилем жизни.

Comments are closed.

Scroll To Top