Home » Психиатрия » Юрьева. Профессиональное выгорание у медицинских работников » Вторая стадия — стадия профессионального роста
Вторая стадия — стадия профессионального роста

Вторая стадия — стадия профессионального роста

Как правило, стадия профессионализации наступает после 5 лет работы по специальности и продолжается 10-14 лет. В идеале на этой стадии врач становится профессионалом, каче­ственно и продуктивно выполняющим свою работу и видящим результат своей деятельности. Коллеги начинают уважать его и считаться с ним. У врача устанавливается профессиональная идентичность и возрастает чувство собственной значимости. У специалиста повышается профессиональная самооценка, пере­страиваются социально-профессиональные ценности и отноше­ния. Доминируют потребности самоуважения (компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода).

Специалисты следующими ключевыми словами характери­зуют психологическое состояние психиатра и психотерапевта на этом этапе:

  • уверенность в себе (R.A.Hogan, 1964);
  • идентичность и независимость (F.W.Kaslow, 1984, 1986; И.Ю.Хамитова, 2000);
  • условная зависимость против индивидуализации (C.M.Blount & D.Glenwick, 1982);
  • интеграция (C.Loganbill et al., 1983);
  • терапевтическая личность (В.Gaoni & M.Neumann, 1974);
  • консолидация (A.K.Hess, 1980);
  • укрепление и развитие практики (S.Yogev, 1982).

На данной стадии количество пациентов возрастает, и док­тор начинает чувствовать себя всезнающим и независимым клиницистом, осознающим не только собственные сильные сто­роны, но и слабые стороны своих супервизоров, нередко при этом преувеличивая как личные заслуги, так и недостатки сво­их учителей.

Как правило, у многих врачей в этот период уже решены семейные и бытовые проблемы. На фоне относительной стаби­лизации профессиональных и социальных проблем, особенно остро стоявших на первой стадии, профессиональное развитие может развиваться по двум профессиональным сценариям

Первый сценарий характеризуется следующими ключевыми понятиями, застой, инертность, бездеятельность, безынициа­тивность, вялость, смирение, профессиональная апатия. Это регрессивный сценарий профессиональной жизни, при кото­ром специалист, удовлетворившись достигнутым, перестает совершенствоваться и останавливается в своем развитии. У него другие приоритеты и вечную дилемму «иметь или быть» он решает в пользу «иметь» Специалист доволен (или смиряется) со своим профессиональным статусом и не стре­мится к личностному росту. В таком состоянии он может проработать до пенсии.

Второй сценарий можно охарактеризовать следующими клю­чевыми словами: продуктивность, независимость, борьба за профессиональную автономию, отказ от авторитетов, карьер­ный рост. Подобно взрослеющим подросткам, часть докто­ров в этот период начинает борьбу за независимость от старших по возрасту и званию коллег за свою профессио­нальную автономию. Реакция протеста, низвержение авто­ритетов, борьба за власть на этой стадии профессионализа­ции становятся психологической нормой профессионального становления личности, которая особенно ярко выражена у психотерапевтов. Разрыв с «учителем» наступает, как пра­вило, по классическому эдипову сценарию.

Хрестоматийной иллюстрацией такого сценария являются отношения Карла Густава Юнга (1875-1961) и Зигмунда Фрей­да (1856-1939). До встречи с Фрейдом психиатр Юнг прорабо­тал ассистентом в Цюрихском госпитале для душевнобольных (под руководством Е. Блейлера). Познакомившись в 25 лет с «Толкованием сновидений» 3.Фрейда, К.Г.Юнг начал регулярно переписываться с автором книги и в феврале 1907 года они впервые встретились в Вене.

«Мы встретились в час пополудни и разговаривали прак­тически без перерыва 13 часов, — писал Юнг в своих «Воспо­минаниях». Фрейд был первым действительно выдающимся человеком, которого я встретил. Никого из моих тогдашних знакомых я не мог сравнить с ним. В нем не было ничего тривиального. Это был чрезвычайно интеллигентный, про­ницательный и во всех отношениях замечательный чело­век» (Юнг К.Г. Воспоминания. — М., 1994).

Образованность собеседника и его интерес к психоанализу произвели впечатление и на Фрейда, который принял Юнга как «старшего сына» с присвоением титула «наследника и крон­принца психоанализа». Уже в 1910 году К.Г.Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ас­социации.

Взаимоотношения, сложившиеся к 1911 году, Юнг описывает уже иначе. «Под влиянием личности Фрейда я, насколько это возможно, отказывался от собственных мнений и подавлял в себе критические мысли. Это было необходимым условием нашего сотрудничества. Я говорил себе: «Фрейд намного про­ницательнее и опытнее меня. Пока тебе нужно лишь слу­шать и учиться… Авторитет Фрейда в моих глазах уже сильно пошатнулся. Но все же он был человеком, на которо­го я смотрел снизу вверх, на которого я проецировал образ отца, в тот момент это было всееще так» (Юнг К.Г. Воспо­минания…).

В 1913 году ученые разорвали отношения, и в 1914-м К.Г.Юнг сложил с себя полномочия президента Международной психо­аналитической ассоциации. Свое отношение к учителю в пос­ледние месяцы их сотрудничества он описывает так:

«Фрейд сам страдал от невроза, установить это было не­сложно, и симптомы его были крайне неприятны, что и обнару­жилось во время нашего путешествия в Америку. Очевидно, ни Фрейд, ни его ученики не могли понять, что означает для теории и практики психоанализа тот факт, что сам учи­тель не в состоянии справиться со своим собственным нев­розом. И когда Фрейд объявил о своем намерении объединить теорию и метод и создать из них своего рода догму, я более уже не мог сотрудничать с ним» (Юнг К.Г. Воспоминания…).

Между восторженным «Фрейд был первым действитель­но выдающимся человеком, которого я встретил» и сни­сходительно-уничижительным «сам учитель не в состоянии справиться со своим собственным неврозом» прошло всего 6 лет…

Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональ­ной карьеры.

Если карьерный рост невозможен, то целесообразны следу­ющие продуктивные варианты выхода из этого кризиса:

  • освоение новых знаний или специальности в рамках той же профессии (например, медицинская психология или психоте­рапия для психиатра);
  • освоение новых знаний в совершенно другом профессио­нальном поле, которые помогут выйти на другой уровень общения и профессионализации (например, иностранный язык, компьютерные технологии, юриспруденция, теология, филосо­фия и т.п.);
  • занятие научными исследованиями (подготовка диссертации, написание статей и т.п.);
  • творческая самореализация;
  • участие в международных проектах, в профессиональных общественных организациях и т.п.;
  • реализация своего хобби;
  • переориентация на семейные проблемы и реализация себя в детях.

Существует еще много продуктивных поведенческих страте­гий, направленных на купирование кризиса профессиональной карьеры. В конечном счете, каждый сам выбирает себе наибо­лее приемлемый путь самореализации.

Биография великого немецкого психиатра и философа К.Яс- перса (1883-1969), одного из создателей экзистенциализма, чей фундаментальный труд по психиатрии «Общая психопатология» является настольной книгой многих психиатров мира, — блес­тящая иллюстрация преодоления кризиса профессиональной карьеры. Очень важно, что К.Ясперс сам написал свою биогра­фию, озаглавив ее «Философская автобиография», где описал не только хронологию жизненных событий, но и динамику своих переживаний как психиатр и психолог. С психолого-психиатри- ческих позиций он проанализировал не только свой жизненный, но и профессиональный путь, то, как он «вступил на стезю фило­софствования, чего искал в ней, как пришел к созданию своих работ». Приведу лишь ряд эпизодов, демонстрирующих страте­гии преодоления Ясперсом профессиональных кризисов.

В психиатрической клинике университета г. Гейдельберга К. Ясперс проработал всего 6 лет (с 1908-го по 1915 г.). Его карьера в психиатрии началась с должности психиатра-практи- канта и завершилась должностью научного ассистента — доб­ровольца в клинике Франца Ниссля. В 1913 году, когда ему было только 30 лет, он написал «Общую психопатологию». Пос­ле прочтения этого тысячестраничного труда Ф.Ниссль сказал: «Я считаю, что книга удалась. Но вы ведь наверняка рассчиты­ваете получить доцентуру на основании этой работы. У меня, к сожалению, доцентами стали слишком многие, факультет боль­ше не разрешает». И предложил Ясперсу переезд в другие го­рода (в Мюнхен — к Крепелину или в Бреслау — к Альцгей­меру), где тот может получить доцентуру.

Но из-за проблем со здоровьем и неопределенности перс­пектив К.Ясперс не мог решиться на переезд и не хотел оста­ваться в роли ассистента-добровольца в клинике (он уже дав­но перерос этот уровень). И тогда он, уже давно интересуясь психологией и философией, переходит на философский факуль­тет, где начинает читать курс лекций по психологии и вскоре получает место доцента. Впоследствии он предполагал вернуться в психиатрию, ибо считал изменение профессии вынужденной мерой и тяжело переживал это.

«То, что я сделал вынужденно, из-за болезни, против своей воли — окончательно выбрал философский факультет, — на самом деле оказалось выбором пути, предначертанного мне от рождения. Медициной и психопатологией я занялся пото­му, что меня подтолкнул к этому интерес к философии… Тот поворот судьбы, который был перенесен столь болезнен­но, поскольку пришлось отказываться от многого, на деле ока­зался счастливым, ибо мне открылось поле широких возмож­ностей» (Ясперс К. Философская автобиография. — М., 1997).

К сожалению, кризис профессиональной карьеры очень час­то совпадает с «кризисом зрелости» и может сопровождаться увольнением с работы, зависимыми формами поведения, депрес­сией и соматоформными расстройствами.

Если кризис успешно преодолен и доминирующими потреб­ностями врача являются потребности самоактуализации, то он достигает наивысшей точки профессионализма — стадии мас­терства.

Comments are closed.

Scroll To Top