Home » Наркология » Юрьева - Компьютерная зависимость » ВВЕДЕНИЕ ОТ HOMO FABER К HOMO INFORMATICUS
ВВЕДЕНИЕ ОТ HOMO FABER К HOMO INFORMATICUS

ВВЕДЕНИЕ ОТ HOMO FABER К HOMO INFORMATICUS

Рубеж ХХ-XXI веков отмечен закатом постиндустриального общества (основанного на владении природными ресурсами и рынками) и формированием общества нового типа — об­щества, основанного на знаниях — К-общества (от knowledge — знания).

Среди трех основных измерений, которыми (согласно кри­териям ООН) характеризуется К-общество, индекс интеллектуальных активов общества занимает первое место. Этот индекс формируется с помощью ряда индикаторов, среди которых информационный ресурс страны является очень важ­ным. По индексу интеллектуальных активов общества, который определялся среди 191 страны-члена ООН, Украина на конец 2005 года заняла 44-е место. При сравнении пяти стран Европы (имеющих наивысший рейтинг) и Украины, вы­явлено, что количество Интернет-пользователей на 10000 человек в Европе в 27 раз больше, чем в Украине.

Однако количество пользователей компьютерами и Интер­нетом в Украине растет очень быстро и в ближайшей перспективе приблизится к среднеевропейским показателям. Так, если в 2003 году в Украине Интернетом пользовалось толь­ко 2,5 миллиона человек (около 5% населения), то в 2004 году количество пользователей возросло до 3,8 миллиона человек (около 8% населения), количество сайтов увеличилось на 4,2% (28,8 тысячи), услуги по обеспечению доступа к сети предлага­ют около 300 Интернет-провайдеров.

Параллельно росту числа пользователей компьютерами из­меняется и система общественных отношений. Уже в настоящее время люди, работающие с информацией, органи­зуют виртуальный офис в домашних условиях, что вполне оправдано как с экономической, так и с технологичес­кой точек зрения. Однако при этом разрушается тра­диционный многовековой стиль и стереотипы межличностно­го общения, характерные для любой классической учебной и

 

профессиональной деятельности, при которых социальные от­ношения являются базисом, а информационная среда — только надстройкой.

В домашнем офисе все контакты возникают и поддержива­ются информационно-сетевыми технологиями и всецело зависят от них. Компьютер становится не только рабочим инструментом, он начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения. Персональный ком­пьютер, включенный в информационную среду, подобен пуповине, связывающей человека с внешним миром. Такой че­ловек «растворен» в информационной среде и во многом зависим от нее. Постепенно информационная среда приобре­тает характер базисной среды обитания для пользователя компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия приобретают характер вторичных, а порою и малозначимых интеракций, то есть социальная среда приобретает характер надстройки. Таким образом, система «человек-человек» посте­пенно заменяется системой «человек-машина», а «человек-ремесленник» превращается в «человека информаци­онного». То есть происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся трансформацией сознания, раци­онализацией психической деятельности, эмоциональным отчуждением, десоциализацией, деструктивными изменения­ми психики.

Наиболее чувствительной к этим изменениям является пси­хика детей, подростков и лиц молодого возраста. За последние 5 лет в Украине количество молодых людей, которые имеют дос­туп к компьютеру, возросло в 20,9 раза. Пропорционально этому возросло и количество лиц этого возраста с компьютер­ной зависимостью.

Но требования современного общества таковы, что отка­заться от общения с компьютером невозможно. Знакомство с ним происходит уже в младенчестве, без компьютера невоз­можно себе представить обучение в школе и на всех последующих этапах образования, умение работать с компью­тером является обязательным условием для подавляющего большинства видов деятельности в современном мире. Поэто­му профилактика компьютерной зависимости является актуальнейшей проблемой общества, основанного на знаниях.

Эта монография является результатом многолетней работы авторов, посвященной изучению проблемы компьютерной ад- дикции. Ранее некоторые аспекты этой проблемы уже обсуждались в предыдущей монографии одного из авторов (Юрьева Л. Н.,2004).

Целью данной работы явилась разработка дифференциро­ванной, поэтапной системы коррекции и программ профилактики психических и поведенческих расстройств у лиц молодого возраста, работающих с компьютерами. В течение 5 лет (1999-2004) мы изучали влияние компьютерной деятель­ности на психоэмоциональное состояние 463 школьников, обучающихся в лицее информационных технологий и в физи­ко-математическом лицее г. Днепропетровска. В еженедельной учебной программе лицеистов 8-10 часов отводилось обяза­тельным занятиям за компьютером. Кроме того, нами были обследованы пациенты психиатрической больницы, в клини­ческой картине которых доминировала патологическая зависимость от компьютера.

В книге отражены результаты проведенного исследования. Описаны выявленные факторы риска развития компьютерной аддикции, психологические особенности лиц из группы риска и разработанный нами способскрининговой диагностики ком­пьютерной зависимости. Выделены этапы развития компьютерной зависимости и описаны специфические для каждого этапа психологические и психопатологические при­знаки.

В монографии представлены разработанные авторами тех­нологии первичной профилактики компьютерной зависи­мости, включающие информационные и образовательные про­граммы, технологии занятости и коррекции семейных отношений. Представлена также поэтапная система коррекции компьютерозависимого поведения.

В Украине это первое монографическое исследование, по­священное компьютерной зависимости. Надеемся, что проблема психолого-психиатрических последствий общения с компьютером, поднятая авторами, заинтересует не только пси­хиатров, наркологов и психологов, но она будет полезной также для учителей, учащихся и их родителей и для всех пользовате­лей персональными компьютерами. Ибо, если мы не будем контролировать свою деятельность за компьютерами, то они будут контролировать нас.

ВВЕДЕНИЕ ОТ HOMO FABER К HOMO INFORMATICUS

Рубеж ХХ-XXI веков отмечен закатом постиндустриального общества (основанного на владении природными ресурсами и рынками) и формированием общества нового типа — об­щества, основанного на знаниях — К-общества (от knowledge — знания).

Среди трех основных измерений, которыми (согласно кри­териям ООН) характеризуется К-общество, индекс интеллектуальных активов общества занимает первое место. Этот индекс формируется с помощью ряда индикаторов, среди которых информационный ресурс страны является очень важ­ным. По индексу интеллектуальных активов общества, который определялся среди 191 страны-члена ООН, Украина на конец 2005 года заняла 44-е место. При сравнении пяти стран Европы (имеющих наивысший рейтинг) и Украины, вы­явлено, что количество Интернет-пользователей на 10000 человек в Европе в 27 раз больше, чем в Украине.

Однако количество пользователей компьютерами и Интер­нетом в Украине растет очень быстро и в ближайшей перспективе приблизится к среднеевропейским показателям. Так, если в 2003 году в Украине Интернетом пользовалось толь­ко 2,5 миллиона человек (около 5% населения), то в 2004 году количество пользователей возросло до 3,8 миллиона человек (около 8% населения), количество сайтов увеличилось на 4,2% (28,8 тысячи), услуги по обеспечению доступа к сети предлага­ют около 300 Интернет-провайдеров.

Параллельно росту числа пользователей компьютерами из­меняется и система общественных отношений. Уже в настоящее время люди, работающие с информацией, органи­зуют виртуальный офис в домашних условиях, что вполне оправдано как с экономической, так и с технологичес­кой точек зрения. Однако при этом разрушается тра­диционный многовековой стиль и стереотипы межличностно­го общения, характерные для любой классической учебной и

 

профессиональной деятельности, при которых социальные от­ношения являются базисом, а информационная среда — только надстройкой.

В домашнем офисе все контакты возникают и поддержива­ются информационно-сетевыми технологиями и всецело зависят от них. Компьютер становится не только рабочим инструментом, он начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения. Персональный ком­пьютер, включенный в информационную среду, подобен пуповине, связывающей человека с внешним миром. Такой че­ловек «растворен» в информационной среде и во многом зависим от нее. Постепенно информационная среда приобре­тает характер базисной среды обитания для пользователя компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия приобретают характер вторичных, а порою и малозначимых интеракций, то есть социальная среда приобретает характер надстройки. Таким образом, система «человек-человек» посте­пенно заменяется системой «человек-машина», а «человек-ремесленник» превращается в «человека информаци­онного». То есть происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся трансформацией сознания, раци­онализацией психической деятельности, эмоциональным отчуждением, десоциализацией, деструктивными изменения­ми психики.

Наиболее чувствительной к этим изменениям является пси­хика детей, подростков и лиц молодого возраста. За последние 5 лет в Украине количество молодых людей, которые имеют дос­туп к компьютеру, возросло в 20,9 раза. Пропорционально этому возросло и количество лиц этого возраста с компьютер­ной зависимостью.

Но требования современного общества таковы, что отка­заться от общения с компьютером невозможно. Знакомство с ним происходит уже в младенчестве, без компьютера невоз­можно себе представить обучение в школе и на всех последующих этапах образования, умение работать с компью­тером является обязательным условием для подавляющего большинства видов деятельности в современном мире. Поэто­му профилактика компьютерной зависимости является актуальнейшей проблемой общества, основанного на знаниях.

Эта монография является результатом многолетней работы авторов, посвященной изучению проблемы компьютерной ад- дикции. Ранее некоторые аспекты этой проблемы уже обсуждались в предыдущей монографии одного из авторов (Юрьева Л. Н.,2004).

Целью данной работы явилась разработка дифференциро­ванной, поэтапной системы коррекции и программ профилактики психических и поведенческих расстройств у лиц молодого возраста, работающих с компьютерами. В течение 5 лет (1999-2004) мы изучали влияние компьютерной деятель­ности на психоэмоциональное состояние 463 школьников, обучающихся в лицее информационных технологий и в физи­ко-математическом лицее г. Днепропетровска. В еженедельной учебной программе лицеистов 8-10 часов отводилось обяза­тельным занятиям за компьютером. Кроме того, нами были обследованы пациенты психиатрической больницы, в клини­ческой картине которых доминировала патологическая зависимость от компьютера.

В книге отражены результаты проведенного исследования. Описаны выявленные факторы риска развития компьютерной аддикции, психологические особенности лиц из группы риска и разработанный нами способскрининговой диагностики ком­пьютерной зависимости. Выделены этапы развития компьютерной зависимости и описаны специфические для каждого этапа психологические и психопатологические при­знаки.

В монографии представлены разработанные авторами тех­нологии первичной профилактики компьютерной зависи­мости, включающие информационные и образовательные про­граммы, технологии занятости и коррекции семейных отношений. Представлена также поэтапная система коррекции компьютерозависимого поведения.

В Украине это первое монографическое исследование, по­священное компьютерной зависимости. Надеемся, что проблема психолого-психиатрических последствий общения с компьютером, поднятая авторами, заинтересует не только пси­хиатров, наркологов и психологов, но она будет полезной также для учителей, учащихся и их родителей и для всех пользовате­лей персональными компьютерами. Ибо, если мы не будем контролировать свою деятельность за компьютерами, то они будут контролировать нас.

Comments are closed.

Scroll To Top